Виктория Чернышева
Прокуратура Ульяновской области подвела неутешительные итоги: в регионе выросло количество нарушений, связанных с коррупцией. В 2011 году число выявленных правоохранителями преступлений против государственной власти и интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления увеличилось, по сравнению с данными 2010-го, почти в два раза: с 230 до 448. То же касается и фактов мздоимства среди ульяновцев – этот показатель вырос со 166 до 277 случаев. По количеству зарегистрированных взяток регион стал лидером в Приволжском федеральном округе.
Между тем, в России обратная тенденция: коррупциогенность снижается. По итогам 2011 года, количество преступлений против госвласти в стране уменьшилось на 3,3 процента, а фактов взяточничества – на 8,5 процента.
– Такие показатели – две стороны медали, – считает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Ульяновской области Елена Леохновская. – С одной стороны, это говорит о том, что жители региона действительно игнорируют требования антикоррупционного законодательства. Но с другой, ловить за руку коррупционеров стали чаще и эффективнее.
Ульяновская область считается передовиком в борьбе со мздоимством: это первый российский регион, где ввели институт уполномоченного по противодействию коррупции, разработали и внедрили систему рейтинговой оценки коррупционных рисков. Каждый законодательный акт, разработанный местными властями, анализируется на предмет получения кем-то выгоды. Увы, вывод можно сделать только один: чиновники то ли по незнанию, а, может, и намеренно частенько оставляют лазейки в документах.
– В прошлом году мы изучили 8,5 тысячи нормативно-правовых актов, из которых каждый 20-й содержал коррупциогенные факторы! То есть их исполнение могло привести к коррупции, – говорит Леохновская. – Это касалось законодательства о государственной и муниципальной службе, госсобственности, бюджете, землепользовании, налогах, сфере предоставления различных льгот и субсидий. Иногда важную роль в таких документах может сыграть даже одно слово. Так, по обращению одного из жителей региона мы проанализировали постановление областного правительства, которое регулировало порядок предоставления социальных льгот инвалидам – возможность добраться к местам отдыха. Отсутствие в документе слова “одновременно” привело к тому, что должностные лица министерства соцзащиты долго оформляли необходимые документы, из-за чего предоставление соцпомощи затягивалось.
Мздоимство эволюционирует: откровенная дача взяток превращается в систему официальных “откатов”, когда, например, коммерческие структуры приглашают госслужащих для оказания “консультационных услуг”.
– Прокуратура провела проверку достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников 30 региональных и федеральных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. Выяснилось, что их сотрудники в массовом порядке “забыли” указать небольшие выплаты, которые им переводили различные организации. В МЧС, например, таких “забывчивых” сотрудников оказалось около 50. Руководители органов с нами спорили: по их мнению, если госслужащий не указал сведения о полученных трех-четырех тысячах рублей, в этом никакого криминала нет. Сумма небольшая, вопрос – почему она не была озвучена? Что это – ошибка, небрежность или умышленное сокрытие? Теперь мы приступаем ко второму этапу – будем выяснять, что за этими суммами кроется, есть ли связь между госслужащими и коммерческими структурами, – пояснила Леохновская.
Кстати, среди тех, кто попал под проверку, были и те, кто “забыл” задекларировать машины, акции и прочие ценные бумаги, а также имущество, которым владеют их супруги. Многие за это поплатились своими креслами. Большинство нарушителей оштрафовали.
Примерно на 10 процентов в Ульяновской области выросло и количество нарушений в сфере размещения госзаказов, которая считается одной из самых коррупциогенных. Любопытно, что некоторые главы муниципалитетов оплачивали наложенные на них штрафы за счет средств местных бюджетов, а не из своего кармана. Своих кресел чиновники лишились. Однако, по данным прокуратуры, они снова хотят участвовать в конкурсах на замещение этой же должности. И закон в этом случае им не препятствует.
– Получается, что мы добились результата, но все возвращается на круги своя, – говорят правоохранители. – Юридическая коллизия.
Справка “РГ”
3 517 нарушений законности в сфере противодействия коррупции было выявлено региональной прокуратурой в Ульяновской области в 2011 году. Правоохранители оспорили около 500 незаконных актов, носящих признаки коррупциогенности, подали в суд 303 иска о признании бездействия или действий должностных лиц государственных и муниципальных органов власти, которые создают или могут создать предпосылки для коррупции. Было внесено 630 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено около 600 человек.
Комментарий
Нина Дергунова, политолог, руководитель общественной палаты Ульяновской области:
– Бороться с коррупцией нужно культурой, которая прививается с рождения, а это займет не один десяток лет. К сожалению, система воспитания у нас сегодня разрушена: учителя превратились в “урокодателей”, родители показывают своим детям не лучший пример: платить приходится за все – место в садике, положение в школе. Пока в нашей стране не будет жесткой, многоярусной, налаженной годами системы, основанной на культуре, неприятии взяточничества, коррупцию, увы, не победить.
Кстати
В 2011 году в Ульяновской области впервые применили практику привлечения к административной ответственности работодателей, которые берут на работу бывших государственных и муниципальных в обход требований законодательства. Нарушителям грозят серьезные штрафы – до нескольких сотен тысяч рублей. Только один пример: санкт-петербургские коммерсанты, которые строят на территории региона развлекательные объекты, приняли на работу бывшую сотрудницу территориальной миграционной службы. В ее обязанности у коммерсантов входила работа со строителями – иностранными гражданами. Женщина оформляла визы, регистрации и прочие документы. Коммерсантов оштрафовали.
А.Беляков
Все потенциальные коррупционеры (а по мнению С.И. Морозова – это все чиновники)должны ежедневно и ежечасно доказывать свою непричастность к коррупции. Например, глава облиэбиркома должен доказать, что его дочь назначена на должность в горизбиркоме на альтернативной основе, а не по папиной протекции. …
. . . . . . . . . . . . . . . . .
«Незаменимый» сотрудник нашей Общественной палаты – сын Татьяны Кирилловой. Кстати по мнению председателя ОП Н.В.Дергуновой: «Люди считают коррупцию обычным явлением». Не согласен. По-моему только коррупционер считает коррупцию нормой, обычным явлением!!!
гость
Интересно, за что уволили из УФМС бывшую сотрудницу