Самому титулованному ульяновскому биатлонисту Назиму Гарифулловичу МУХИТОВУ исполнилось 70! Правда, до особых торжеств дело так и не дошло. Ведь январь – самый «жаркий» месяц для стреляющих лыжников. И уже сегодня юбиляр вместе со своими подопечными по Центру спортивной подготовки отправляется на соревнования в Уфу.
В свои 70 Мухитов не собирается заканчивать тренерскую карьеру и до сих пор живет одним биатлоном. Тем самым биатлоном, в который он пришел 17-летним пареньком и через несколько лет пробившийся в сборную Советского Союза. Его партнерами по той команде были великие Тихонов и Маматов. Он и сам мог бы стать в один ряд с ними, однако судьба уготовила Гарифулловичу такие испытания, которые иным и не снились. Дважды Мухитов был в шаге от поездки на зимнюю Олимпиаду, но дважды вмешивались роковые обстоятельства.
– Словно кто сглазил, – сетует ныне сам МУХИТОВ. – Первый раз я мог поехать на Олимпиаду в 1968 году. Все отборочные старты прошел здорово. И вот приезжаем на последние соревнования в Украину. Накануне 20-й гонки пошли поиграть в волейбол. И в безобидной ситуации повреждаю мениск. Не смертельно вроде, но боль не-приятная. Врачи перед стартом делают мне обезболивающие уколы, дают в «дорогу» таблетки анальгина, но так с болью я и стартую. К финишу от большого количества препаратов начал терять сознание. На последней стрельбе мишеней вообще не видел. В результате – пять промахов, а сразу после финиша упал без чувств! И все же тренеры включили меня в олимпийскую команду – запасным. Правда, за несколько дней до поездки на Олимпиаду по настоянию тогдашнего министра спорта Павлова меня «отцепили». «Инвалиды нам не нужны» – так звучал его приговор.
На следующий год колено Мухитову прооперировали и он снова стал готовиться к Олимпиаде. За год до нее, в 1971-м, в Финляндии в составе советского квартета ульяновец выиграл чемпионат мира. Причем был одним из лучших на дистанции. Свой второй этап он не пробежал, а пролетел, показав третий результат среди всех участников. После такого золотого успеха сомнений в том, что Мухитов поедет на зимние Игры, не было практически ни у кого. Тем более, что заключительный отборочный цикл заматеревший 30-летний спортсмен проходил просто отменно.
– И вот один из последних отборочных стартов в Ижевске, – снова вспоминает МУХИТОВ. – Выдали мне новое оружие. На пристрелке перед 20-километровой гонкой чувствую, что дуло винтовки шатается. Дай, думаю, винт закручу. А времени-то в обрез. В общем, поторопился я, сорвалась отвертка и прямо мне в ладонь левой руки! Распорол так сильно, что кровь едва остановили! Несколько часов в больнице провел. Разумеется, гонку провалил – стрелять почти невозможно было. В олимпийскую команду меня снова не взяли… От той отвертки у меня на ладони шрам до сих пор остался. Но куда больнее шрам на сердце. Иногда посреди ночи просыпаюсь и уснуть долго не могу. Все думаю: как же так! Почему судьба не позволила мне выступить на Олимпиаде?! А в целом не считаю себя неудачником. Ведь свою главную победу в жизни я все же одержал! С женой Лизой душа в душу живем уже почти 46 лет. У нас две прекрасные дочери. Разве можно еще о чем-то большем мечтать мужчине, у которого есть три любимых женщины!