Павел Миронов
Завод «Авиастар» выпустил два новых самолета.

Сегодня грузовой Ил-476 и лайнер Ту-204-300 выставили на обозрение. В ближайшем будущем эти машины составят основу новой российской авиации.

Грузовой Ил-476 является модифицированной версией советского Ил-76, принятого на вооружение ВВС в 1974-м году. Впоследствии завод-производитель «Улыбашки», как его окрестили американские пилоты, оказался за границами России. Отечественные разработчики решили возобновить его выпуск в Ульяновске, но в уже модифицированной комплектации. Грузоподъёмность нового 476-го составляет 50 тонн, скорость — 850 км/ч, дальность полета — 6000 км.

По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК, этот самолет будет востребован как военными, так и гражданскими перевозчиками. «Россия – самая большая страна мира. Очевидно совершенно, что такая страна без своей авиации не выживет», – подчеркнул он сегодня на встрече с руководством ульяновского «Авиастар».

Гражданский авиапарк России также ждет скорое пополнение: новый самолет Ту-204-300 и Ту-204СМ должны сменить своих советских предшественников на внутренних авиалиниях. Рогозин отметил, что на Ту-204 и другую разработку авиапрома МС-21 возлагаются большие надежды: эти модели, как и другие разработки российских АКБ, должны «вытеснить с внутреннего рынка импортные машины».
Отличительной особенностью новых пассажирских лайнеров станет вес их крыльев: сделанные из углекомпозитивного материала, они помогут увеличить грузоподъемность самолета до 1 тонны.

Одной из главных проблем серийного производства новых самолетов остается цена. На данный момент российские заводы не могут выпускать больше нескольких самолетов в год. Каждый спуск со стапеля становится событием федерального масштаба. «Нужно определиться с вопросом ценообразования», – констатировал Рогозин. «А то весь прошлый год мы провели в бесплодных дискуссиях о том, что сколько стоит между производителями самолетов и их покупателями. Вопрос ценообразования должен быть решен таким образом, чтобы обеспечить возможность авиазаводам развиваться».

На данный момент выпущено по одной машине каждой новой модели. Они должны пройти серию летных испытаний, пройти сертификацию и только после этого подняться в воздух с полезной нагрузкой. Один из них, Ту-204-300, подготовленный в ВИП-комплетации, будет прикреплен к спецотряду управления делами президента и будет перевозить первых лиц государства.
Самолет оборудован мощными спутниковыми передатчиками, что позволит президенту и другим чиновникам оставаться на связи даже во время дальних перелетов.

Российская авиация в последние годы переживает редкий подъем. Зарубежные авиакомпании закупают лайнеры «Сухого» и «Туполева» для внутренних перевозок, иностранные ВВС заключают контракты на поставку военных машин. Так, например, позавчера компания SuperJet International подписала соглашение с мексиканским авиаперевозчиком Interjet о поставке 15 региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 и опционе еще на пять машин, стоимость сделки составляет 650 миллионов долларов в каталожных ценах. Первые поставки мексиканской авиакомпании запланированы на вторую половину 2012 года.

Как сообщается в официальном релизе Sukhoi Superjet International, речь идет о первом контракте на поставку новых российских лайнеров Superjet в Латинскую Америку. Общий объем портфеля твердых заказов на эти машины теперь составляет 170 самолетов.

Компания SuperJet International также заключила соглашение SuperCare с компанией Interjet о послепродажном обслуживании российских самолетов на десять лет.

В прошлом году на авиасалоне «МАКС» российский авиастроительный концерн «Гражданские самолеты Сухого» подписал два твердых контракта на поставку 22 лайнеров на сумму более 700 млн долларов. Один из этих договоров был подписан с индонезийской компанией Sky Aviation на поставку 12 самолетов общей стоимостью 380,4 млн долларов, второй – с «Газпромавиа» – на поставку 10 машин на сумму 323 млн долларов.

Еще на 63 лайнера ГСС подписала соглашения о намерениях. В частности, 12 SuperJet-100 планирует приобрести авиакомпания «Кубань», 10 машин – авиакомпания «Ямал». Авиакомпания «Кыргызстан» подписала договор на поставку 2 самолетов (плюс 4 по опциону), Tajik Air приобретет 2 лайнера (плюс 2 по опциону), и «Московия» получит 3 самолета (плюс 2 по опциону).