7 октября 1852 года в кругосветное плавание к берегам Японии отправился гордость русского военно-морского флота фрегат «Паллада», которому суждено было войти не только в отечественную историю, но и в отечественную литературу.
Увековечил фрегат наш земляк – великий русский писатель Иван Александрович Гончаров. Его книга художественных очерков путешествия под общим названием «Фрегат «Паллада» явилась результатом литературной обработки путевых записок, которые писатель вел во время плавания на этом корабле. А пребывал он на нем в качестве секретаря дипломатической миссии адмирала Е.В. Путятина, целью которой было установление русско-японских отношений.
Когда в 1855 году, после возвращения Гончарова из путешествия, в журналах появились его «Очерки кругосветного плавания», то, по свидетельству Д.И. Писарева, они были встречены «с такой радостью, с какой редко встречаются на Руси литературные произведения». Книга пришлась «по плечу всякому читателю», который увлекался и художественностью изложения, и чудным языком, и созданными автором образами, и картинами природы и быта народов, и самим путешествием.
За два с половиной года фрегат заходил в порты Англии, острова Мадейра, островов Зеленого Мыса, побывал на мысе Доброй Надежды, в Сингапуре и Гонконге, достигнув в августе 1853 года цели своего плавания – берегов Японии. И везде писатель не упускал возможности приобрести экзотические сувениры.
Некоторые страницы «Фрегата «Паллада» дают понять, что в морском походе для Ивана Александровича это было самым приятным занятием. Действительно, он любил памятные безделушки. Уже из Англии вез семь сигарочниц, десяток-другой футляров, зонтик, вид Лондона длиной 18 футов и множество неизвестных вещиц, с полными карманами которых он возвращался с каждой прогулки по Лондону и Портсмуту.
Закупки продолжались на Яве и в Капштате. Здесь коллекция сувениров пополнилась раковинами и футлярчиками для спичек из красивого двухцветного дерева. Уже из Сингапура Гончаров жаловался, что «хочется накупить всякой всячины, но, к сожалению, некуда деть».
Много замечательных покупок было сделано в Китае. Он писал: «Я люблю шататься по китайскому городу (…). Но все эти прогулки обходятся недешево:
как ни пойдешь, то и накупишь долларов на десять каких-нибудь безделок, то резной веер из кости или сандала, то картинок на рисовой бумаге, ящик какой-нибудь и т.п.».
Привезенные из путешествия сувениры Гончаров лет десять раздаривал своим родным и многочисленным знакомым. Один из мемуаристов описывал стоявшие в кабинете писателя этажерки, загроможденные «японскими вазами, китайским фарфором, уродливыми китайскими куклами, шкатулками и ящиками слоновой кости изящной филигранной работы – все это из путешествия по Востоку».
Часть этих вещей была передана родственниками и друзьями Гончарова на выставку в Симбирске, посвященную 100-летию со дня рождения писателя в 1912 году. Предметы осталась в фондах Симбирской ученой архивной комиссии, благодаря чему музей И. А. Гончарова стал обладателем уникальной коллекции из пяти японских шкатулок, трех акварельных морских пейзажей, двух японских тарелок и двух раковин-мурекс. Эти вещи украшают зал, посвященный путешествию Гончарова на фрегате «Паллада», и пользуются неизменным интересом у посетителей.
Материал в рамках проекта, совместного с газетой «Ульяновск сегодня» к 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова, подготовлен при содействии сотрудников Историко-мемориального центра-музея И.А Гончарова