В Ульяновской области вновь поднята тема строительства радиационных объектов. Поднята через диалог общества и власти. Жительница Ульяновска Асия Фахретдинова обратилась с письмом в областное Законодательное Собрание по поводу возможного размещения на территории НИИАРа новых объектов атомной энергетики, о чем периодически появляется информация. Молодая женщина опасается, что это несет дополнительную угрозу жизни и здоровью людей. Затронутая ульяновкой тема была рассмотрена в четверг на заседании комитета ЗС по аграрным вопросам, природопользованию и экологии.
А если что-то не так?
– Меня зовут Ася, – обратилась к депутатам автор письма, приглашенная на заседание комитета. – Слышала, что в Ульяновской области, в Димитровграде, хотят построить пункт захоронения радиоактивных отходов и два новых атомных реактора. Я против этого. Я не верю в безопасность этих объектов, не верю, что нас защитит государство, случись какая-то непредвиденная ситуация. В России участились техногенные происшествия – падают спутники, произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Правила эксплуатации объектов повышенной опасности соблюдаются плохо. От радиации, случись что-нибудь, пострадают все: никого не спасут ни шикарные коттеджи, ни дорогие костюмы. Если руководство страны считает, что ядерные объекты такие безопасные, то пусть строит их рядом с Кремлем. Свое письмо я направила каждому депутату Законодательного Собрания и хочу от каждого получить ответ о его отношении к новому строительству в НИИАРе.
Добавили вопросов и сторонники Фахретдиновой, также присутствовавшие на заседании комитета ЗС. Их интересовало состояние существующего в институте хранилища, его воздействие на окружающую среду, сколько туда уже закачано жидких ядерных отходов.
Затеяли два новых реактора
Максимально разъяснить ситуацию постарался заместитель главного инженера по безопасности ОАО «ГНЦ НИИАР» Владимир Гремячкин, специально приглашенный на заседание. Из его ответов сложилась такая картина.
НИИАР не собирался строить у себя новое хранилище радиационных отходов. С подобным запросом – разместить в Ульяновской области пункт захоронения ядерных отходов низкого и среднего уровня активности – к руководству региона обратилась госкорпорация по атомной энергетике осенью 2011 года. В России предусматривается создание одного хранилища для высокоактивных отходов, которые положено изолировать в глубинных геологических формациях (вероятно, это будет Красноярский край), и семи пунктов для отходов низкой и средней активности. Естественно, у Москвы есть желание привязать эти пункты к уже существующим объектам атомной энергетики.
Поэтому, когда рассматривались варианты с Приволжским федеральным округом, выбор пал в том числе на димитровградский НИИАР. Однако 13 октября 2011 года правительство Ульяновской области направило свой отрицательный ответ федералам, отметив, что и при повторном запросе не согласует строительство нового долговременного хранилища радиоактивных отходов в регионе.
По словам Гремячкина, ядерных отходов с других предприятий НИИАР не завозит – работает только со своими. Твердые высокоактивные отходы временно складируют, чтобы позже отправить их в региональные хранилища, когда они появятся. Жидкие отходы низкого и среднего уровня активности закачиваются под давлением 50 атмосфер на глубину 1200-1300 метров на опытно-промышленном полигоне самого НИИАРа. Полигон действует с 1968 года, туда на сегодня закачано около трех миллионов кубометров радиоактивных отходов. Сейчас в федеральных структурах рассматриваются документы на продолжение эксплуатации димитровградского захоронения до 2020 года. Туда планируется отправить еще порядка 700 тысяч кубов жидких отходов.
– С поверхностными пластами воды наше захоронение не соприкасается, – пояснил заместитель главного инженера. – Полостей там нет, порода – пористый известняк. На той глубине, конечно, имеются солевые растворы, однако их движение очень медленное, а добывать те растворы вряд ли кто-нибудь когда-то станет.
В отличие от нового хранилища отходов новые ядерные реакторы НИИАР строить намерен. Ведь институт был создан для исследований в области атомной энергетики, а для этого нужны инструменты, коими реакторы и служат. Сейчас в Димитровграде действуют шесть исследовательских ядерных реакторов. Два выводятся из эксплуатации. Им на смену идут новые, в соответствии с федеральной целевой программой «Ядерные энергетические технологии нового поколения», принятой в 2010 году.
МБИР (многоцелевой быстрый исследовательский реактор) – чисто исследовательская установка. Облправительство одобрило намерение о его строительстве в октябре прошлого года. Пока ведутся предпроектные работы, сейсмическое, гидрогеологическое изучение местности. Состоялись общественные слушания в августе 2011 года. Было заявлено желание провести общественную экологическую экспертизу – сейчас сдаются отчеты по ней.
На стадии предпроектных работ, которые начались чуть раньше, находится и СВБР – свинцово-висмутовый быстрый реактор полезной мощностью 100 мегаватт. Его грядущее появление на площадях НИИАРа также задекларировано в облправительстве – декабрем 2010 года. Этот небольшой реактор является прототипным, то есть может использоваться для обеспечения электроэнергией, теплом компактных районов. Планируется, что со временем так и будет: СВБРы могут стать распространенным источником энергии в России. А в Димитровграде на таком реакторе станут отрабатывать технологии эксплуатации.
На возведение обоих реакторов НИИАРу понадобится несколько лет. Гремячкин неоднократно подчеркнул, что по любым новым ядерным проектам в институте все делается поэтапно, в строгом соответствии с российским законодательством.
Ждет ответа от каждого депутата
Дискуссия на заседании комитета, по сути, свелась к основному вопросу атомной энергетики: что перевешивает – польза от нее или опасность? К вопросу, который после чернобыльской катастрофы навсегда отмечен выбором – быть или не быть? Большинство ульяновцев вряд ли радует появление на их земле новых ядерных объектов и уж тем более перспектива строительства регионального хранилища радиоактивных отходов. Можно все выполнить строго по закону. Однако законы природы, куда относится и опасность радиации для жизни, тверже написанных людьми.
История с новым пунктом захоронения ядерных отходов в Димитровграде, видимо, тоже еще не закончена. Как сказал Гремячкин, раз страна занимается атомной энергетикой, отходы нужно куда-то девать, значит, все равно кому-то из регионов «счастье такое улыбнется». Правительство Ульяновской области не согласовало данный проект, но ведь окончательное решение, надо понимать, остается за федеральным центром.
Члены аграрного комитета ЗС пообещали в установленный срок дать мотивированный ответ на обращение Фахретдиновой. Она же сама, напомним, надеется на ответ каждого депутата с его позицией. Достигнут ли областные парламентарии такого уровня диалога с избирателями?
Владимир ПУГАЧЕВ
Валили и будут валить
Бабки пилить надо
ZZZ
Два вопроса, одно мнение и одно удивление. Вопрос первый, если закачивать под таким большим давлением, то не выпрет-ли со временем всё наружу в соответствии с общенаучным принципом демпфирования и известным законом Ньютона? Вопрос второй, не с этой-ли глубины добываются рассолы для санаторно-курортного лечения и для некоторых ТЭЦ, и кто лазил под землю так глубоко, чтобы удостовериться в отсутствии трещин? Мнение – предвыборное заявление для психологической релаксации народных масс. Удивление – где же экологическая палатка?! Ну она-то уж точно порадела за народ в таком принципиальном вопросе! Почему она скромничает?
Народный контроль
Насколько я помню. Экопалата ещё в конце прошлого года поставила себе в план на 1 квартал 2012 рассмотреть вопрос о создании новых радиационно опасных объектов на площадке НИИАР. Поэтому представителям Росатома ещё не раз придётся пояснять ситуацию со строительством.
Прошу ясности
Очень хотелось бы прояснить, КТО подписал отказную на имя Кириенко в октябре прошлого года?
Написано – Правительство, кем отказ подписан? Морозовым или Якуниным или кем?
Пискунов М.А.
Письмо, о котором идет речь, якобы подписал В.П.Козин (это со слов представителя НИИАРа). Наша организация “Центр содействия гражданским инициативам” в ближайшие дни направит запрос в правительство области, чтобы получить подтверждение или опровержение этой информации.
Пискунов М.А.
Радует, что граждане стали обращаться к представителям органов власти области с острыми вопросами по радиационной безопасности населения региона и требовать от них четких ответов, а также принятия мер безопасности. Это права граждан. Кстати, комментатор под ником ZZZ в 10:18 поставил тоже абсолютно верные вопросы. К великому сожалению, применяемый в Ульяновской области на полигоне НИИАРа способ захоронения жидких радиоактивных отходов является опаснейшим. Где выйдут закаченные радиоактивные отходы на поверхность – точно не известно. Имеются лишь версии и предположения. Некоторые подробности по полигону НИИАР изложены в статьях, опубликованных в бюллетени «Гражданская инициатива» – см. http://www.csgi.ru/gi/gi1/01.htm ; http://www.csgi.ru/gi/gi12/08.htm Между прочим, в США еще лет двадцать назад от закачки жидких радиоактивных отходов в недра отказались на всех полигонах, даже в Окридже, где радиоактивные отходы для отверждения и закрепления от дальнейшего растекания нагнетались вместе с бетонной массой. Отказались не только потому, что на практике убедились в опасности такого метода, но и в связи с большим количеством требований от граждан.
Знакомый
Да Миш. О твоих познаниях в физике и геологии все уже наслышаны. Так что ты лучше просто анекдоты рассказывай! :)
Пискунов М.А.
Кратко отвечу анониму под ником «Знакомый» в 01:29. Во-первых, среди моих настоящих знакомых нет людей, которые мне не доверяют, в свою очередь среди них нет ни одного человека, которым не доверяю я. Во-вторых, информация по проблемам радиоактивных отходов НИИАРа в публикации «Симбирского курьера» изложена верно. В-третьих, в моем комментарии сообщается об отказе от закачки жидких радиоактивных отходов в США, что долго замалчивалось некоторыми проатомными специалистами России. Но мне довелось получить информацию о таких полигонах США, в том числе в составе делегации НПО России побывать на полигоне в ядерном центре Окриджа и поэтому сообщаемая мною информация абсолютно достоверная. В-четвертых, анониму под ником «Знакомый» я предлагаю открыть своё истинное имя, обменяться информацией открыто, чтобы жители региона и читатели Ulpressa могли судить о проблемам самостоятельно. На всякий случай сообщаю свои координаты: csgi@bk.ru , “Центр содействия гражданским инициативам», Пискунов Михаил Андреевич.
Потусторонний наблюдатель
Однако,http://www.ulgreen.ru/
О!
Карпентер по Ст.Кингу – попробуйте посмотреть на действительность сквозь эти очки – ясно станет, что с нами делают и где будет свалка ядерных отходов после выборов.
http://www.ivi.ru/watch/60539#addReview
Потусторонний наблюдатель
Спасибо, О! Посмотрел, понравилось. Такие очки всем следовало бы надеть.
О!
Любимый писатель. Он далеко не король ужасов, как нам пытаются представить. Когда берешь в руки его книгу, многое становится ясно и понятно. И еще – в Ульяновске этого автора не продают практически. “Лангольеры” рекомендую, режиссера не помню.
PS: Я не верю ни одному слову чиновников этого города.
chupakabra
Цитата: “Однако 13 октября 2011 года правительство Ульяновской области направило свой отрицательный ответ федералам, отметив, что и при повторном запросе не согласует строительство нового долговременного хранилища радиоактивных отходов в регионе”. Но, видимо, этот отрицательный ответ на федералов большого впечатления не произвел, потому что на сайте госзакупок zakupki.gov.ru опубликован Открытый конкурс № 0773100000311000147 «Выполнение предпроектных работ по созданию пункта захоронения радиоактивных отходов в Ульяновской области». (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/search/quick/run?currentSearchString=0773100000311000147&ext=5532d2a7f0a08ec44cec029725fe29db).
Пресс-служба Минприроды Ульяновской области
Ульяновская область в настоящее время демонстрирует высокие темпы экономического роста, что позволяет прогнозировать перпективное расширение границ развивающихся населённых пунктов области (в том числе г.Димитровграда). В соответствии с п.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Сейчас на территории Ульяновской области реализуются следующие проекты в области развития ядерного инновационного кластера:
– создание центра медицинской радиологии в г. Димитровград;
– строительство атомной станции с опытно-промышленным энергоблоком мощностью 100 МВт с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем, г. Димитровград;
– строительство и эксплуатация исследовательской ядерной установки «Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах», г. Димитровград.
С учётом возрастающей антропогенной нагрузки на окружающую среду региона, считаем реализацию проекта по созданию пункта захоронения радиоактивных отходов на территории Ульяновской области нецелесообразной.
В настоящий момент Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» проведён открытый конкурс (номер извещения 0773100000311000147) на право заключения государственного контракта на «Выполнение предпроектных работ по созданию пункта захоронения радиоактивных отходов в Ульяновской области».
Результатом выполнения указанных в госконтракте работ является изучение объектов окружающей среды и возможных воздействий на них при реализации проекта. По итогам должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование инвестиций. Данный документ среди прочего должен содержать раздел «Оценка воздействия на окружающую среду». В указанном документе должны быть рассмотрены все варианты реализации проекта, в том числе и «нулевой», то есть отказ от строительства.
Также следует отметить, что после подготовки раздел ОВОС должен будет пройти через общественные слушания.
Ранее Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области по результатам рассмотрения ходатайства от 13.07.2011 №1-2Д/24372 о намерениях создания пункта захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности на площадке ОАО «ГНЦ НИИАР», уже направляло в адрес Правительства Ульяновской области свои возражения против реализации данного проекта.
До настоящего времени в адрес Министерства дополнительных материалов по указанному вопросу не поступало, поэтому на данном этапе позиция Министерства о нецелесообразности реализации рассматриваемого проекта осталась неизменной. Данная позиция Минприроды Ульяновской области была ещё раз подтверждена 19.01.2012 на прошедшем заседании Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии.
chupakabra:
Хорошо, если будет действительно “нулевой вариант” – для природы и для нас. А подрядчик и вовсе в шоколаде: высокооплачиваемая работа с заведомо нулевым результатом, это сколько ж можно так освоить?