Cегодня трудно представить себе жизнь современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Они широко используются в самых различных сферах деятельности современного общества, и, в первую очередь, в информационной сфере. Они стали частью нашей жизни, и нынешней молодежи уже трудно понять, как еще 20 лет назад мы все легко обходились без мобильных телефонов и компьютеров. Роль информационных технологий, вне всякого сомнения, является стратегически важной, а значение самих этих технологий постоянно возрастает. И именно им принадлежит сегодня едва ли не определяющая роль в социально-экономическом развитии государства, о чем свидетельствует принятие Областной целевой программы «Развитие информационного общества…» и Государственной программы “Информационное общество», рассчитанной до 2020 года.
Говоря простым языком, власть всерьез озабочена тем, чтобы сделать себя более открытой гражданам, а отношения граждан со всевозможными властно-чиновничьими структурами облегчить настолько, чтобы люди могли получить любую услугу, образно говоря, лежа на диване, – без хождения по инстанциям и кабинетам.
Создание многофункциональных центров (далее – МФЦ), уже известных ульяновцам и работающих по принципу «одного окна» – один из шагов региональной власти в этом направлении. И те ульяновцы, кому довелось уже воспользоваться услугами МФЦ, знают, насколько это удобно. О том, что уже сделано для развития сети МФЦ и что еще предстоит сделать, рассказывает сегодня гостья нашего журнала – заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Светлана Владимировна Опенышева:
– В течение 2011 года работа сети МФЦ вышла на очередной виток своего развития. Я не буду подробно останавливаться на деталях работы центров, хочу остановиться на динамике развития сети МФЦ и расшифровать некоторые показатели ее деятельности.
Так, основным нашим достижением стало то, что к началу 2012 года Ульяновская область стала первым и пока единственным регионом в России, который открыл филиалы МФЦ в каждом районе области. Если на начало прошлого года у нас действовала сеть из 15-и центров в 13 районах области и в Ульяновске, то теперь сеть состоит из 25-и МФЦ во всех районах области (в Ульяновске работают два центра).
– А насколько широк сегодня спектр предоставляемых МФЦ услуг?
– Благодаря совместной работе с коллегами из федеральных структур, мэрии Ульяновска, Министерства труда и социального развития области, нам удалось в течение минувшего года увеличить число предоставляющихся услуг с 98-и до 127-и. Причём МФЦ «прирос» крупными пополнениями за счёт восьми дополнительных услуг соцзащиты и 13-ти муниципальных услуг. И сегодня в сети МФЦ в целом предоставляется 171 услуга. Из них 20 федеральных, 76 региональных, 34 муниципальных и 44 – дополнительных услуг. Причём все муниципальные услуги, 17 региональных и четыре федеральные предоставляются универсальными операторами МФЦ.
В головном МФЦ предоставляют услуги следующих государственных и муниципальных организаций (ведомств):
– Федеральная антимонопольная служба (2 услуги);
– Роспотребнадзор по Ульяновской области (2 услуги);
– ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Ульяновской области (4 услуги);
– Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (4 услуги);
– Управление федеральной миграционной службы по Ульяновской области (8 услуг);
– Министерство труда и социального развития Ульяновской области (всего 61 услуга);
– Министерство здравоохранения Ульяновской области (всего 1 услуга);
– Департамент государственного имущества и земельных отношений (1 услуга);
– Департамент занятости населения Ульяновской области (10 услуг);
– Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (5 услуг);
– Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (12 услуг);
– Комитет здравоохранения мэрии города Ульяновска (6 услуг);
– Отдел по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска (7 услуг);
– районные администрации мэрии города Ульяновска (4 услуги).
Дополнительные услуги, предоставляемые населению, это – услуги по оформлению документов для регистрации по месту жительства, снятию с регистрационного учета; услуги, связанные с обменом и получением паспорта, оказание бесплатной юридической помощи, а также услуги по приему платежей. В 2011 году в МФЦ была открыта касса и кабинет бесплатной юридической помощи.
– Светлана Владимировна, создание МФЦ призвано упростить общение ульяновцев с различными структурами. А в народе говорят: будь проще, и народ к тебе потянется. Отсюда вопрос: потянулись ли ульяновцы к «Одному окну»?
– Судить об этом можно по статистическим показателям. Например, если за 2009-й (первый год своей работы) действующий МФЦ предоставил 4,5 тысячи услуг, то в 2010-м их количество составило 82,5 тысячи. Мы прогнозировали, что в 2011-м году объем предоставленных сетью МФЦ по всей Ульяновской области услуг увеличится до 130-и тысяч. Но в связи с активной работой по увеличению числа услуг, за счёт роста обращений за услугами в отделения почты, за счёт размещения в головном МФЦ сотрудников федеральной миграционной службы сеть МФЦ в 2011 году предоставила почти 168 тысяч услуг. Число обращений за услугами в многофункциональные центры в прошлом году из квартала в квартал удваивалось.
Кроме того, Министерство труда расширило перечень услуг с 53-х до 61-ой. ФГУ «Земельная кадастровая палата» с ноября 2011 года стала принимать заявления и выдавать выписки и сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что повлияло на приток посетителей центров. А за счёт заключения соглашения с Министерством здравоохранения Ульяновской области и дополнительного соглашения с администрацией города Ульяновска, количество услуг, оказываемых универсальными операторами в 2011 году, увеличено с 40-а до 55-и.
Сегодня среднемесячное количество граждан, которые обращаются в МФЦ, составляет 13,9 тысяч человек.
Сейчас многофункциональные центры оснащены всем необходимым, практически на 100 процентов соответствуют требованиям, предъявляемым к ним: находятся близко от остановок общественного транспорта, оснащены системой электронной очереди, средствами визуального информирования, стоянкой для автомобилей (в том числе для инвалидов), детской площадкой, инфоматами, залами ожидания и приёма заявителей с мебелью и прочими удобствами. Я хочу высказать слова огромной благодарности всем сотрудникам МФЦ и участникам работы над расширением их сети, которые в 2011 году позволили нам сделать столь значительный скачок в обслуживании населения. При этом не стоит забывать, что во многом интерес со стороны наших граждан к МФЦ обусловлен ростом не только количества, но и качества предоставления услуг. На сегодняшний день уровень удовлетворённости качеством предоставления услуг в сети МФЦ составляет 96,6 процента – это очень высокий показатель. Он означает, что 97 заявителей из 100-а получают услуги надлежащего качества и в установленные регламентами сроки.
– Говоря о скачке в обслуживании, вы высказали слова благодарности всем, кто участвовал в этой работе вместе с правительством. У вас есть партнеры?
– Да. Нашими, теперь уже можно сказать, давними добрыми партнёрами и коллегами являются специалисты Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России». Напомню, что в Ульяновской области также впервые в стране в последний день лета 2010 года был подписан агентский договор между почтой и ОГАУ «МФЦ Ульяновской области». В нём, в том числе, были перечислены 20 первоочередных услуг, которые можно получить в 13 отделениях почтовой связи.
В начале апреля 2011 года рамки агентского договора были расширены, и список отделений почтовой связи увеличился в семь раз. В течение весны было проведено обучение сотрудников указанных отделений, и к началу июня у МФЦ в районах Ульяновской области было уже 93 агентских пункта по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Одним из направлений в обучении специалистов почты стало обучение регистрации граждан на Едином портале государственных услуг.
Теперь во всех обособленных подразделениях МФЦ и агентских пунктах при почтовых отделениях связи граждане могут бесплатно зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг Российской Федерации.
Это новшество коснулось и филиалов МФЦ: сегодня в любом филиале МФЦ граждане могут зарегистрироваться на Едином портале госуслуг.
– Светлана Владимировна, а какие услуги МФЦ наиболее востребованы жителями региона?
– Оценка работы пунктов МФЦ на почте показала, что наиболее востребованными в районах государственными услугами являются такие, как назначение и выплата пособий по уходу за ребёнком, назначение и ежемесячная выплата на ребёнка из многодетной семьи, информирование о положении на рынке труда в Ульяновской области, осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
– А расширяться перечень услуг будет?
– Разумеется. Именно с этой целью, летом 2011 года было заключено дополнительное соглашение между МФЦ и Министерством труда и социального развития Ульяновской области о передаче административных действий по пяти социальным услугам. Была проведена учёба специалистов МФЦ и почты по этим государственным социально значимым услугам, и, таким образом, общее количество услуг, предоставляемых в районах гражданам через районные МФЦ и его агентов, возросло до 25-и.
Кроме того, новым в 2011 году стало расширение сферы деятельности МФЦ до школ и библиотек. В 2011 году было заключено соглашение о взаимодействии между МФЦ и образовательными учреждениями Димитровграда на оказание услуг путём привлечения к их предоставлению учителей информатики, которые приняты на работу в МФЦ на 0,25 ставки. На сегодняшний день в этом проекте задействована школа № 19 и школа № 10, расположенные в Димитровграде, а также димитровградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система». На базе данных учреждений граждане имеют возможность получать государственные и муниципальные услуги, получать бланки и образцы документов, чтобы сдать их непосредственно в органы, оказывающие данные услуги, или в районные МФЦ.
Кроме того, для налаживания деловых отношений с органами местного самоуправления, организации работы специалистов в районах, руководство МФЦ участвовало в кустовых совещаниях совместно с департаментом государственного регулирования Министерства информационных технологий Ульяновской области, в совещаниях при руководителях аппаратов и главах районных администраций. Операторами МФЦ в районах практиковались подворовые обходы населения с целью популяризации деятельности МФЦ. Кстати, именно слабое информирование населения о работе МФЦ в муниципальных образованиях не позволяет нам привлечь большее число заявителей в филиалы МФЦ и на почту. Министерство информационных технологий неоднократно на кустовых семинарах напоминало о необходимости проводить регулярные информационные компании на эту тему, рассылались образцы раздаточных материалов.
Однако эффект пока слабый. Поэтому нам вместе с администрациями муниципальных образований области необходимо выработать совместные предложения по её решению, ведь, возможно, дело не только в отсутствии информирования. Надеюсь, коллеги из муниципальных образований серьезно отнесутся к этой проблеме, тем более, что у МФЦ за 2011 года наработан неплохой опыт совместной работы с муниципальными образованиями.
– И в заключение нашей беседы, Светлана Владимировна, расскажите о планах развития сети МФЦ на текущий год.
– В 2012 году мы будем наращивать число услуг, в первую очередь за счёт передачи дополнительных услуг в МФЦ от федеральных структур, которые обязаны передать часть своих услуг на предоставление в МФЦ в соответствии с 797-м постановлением Правительства РФ.
За счёт агентского договора с ООО «Региональный информационный центр», который МФЦ в прошлом году заключил по аналогии с договором с «Почтой России», мы увеличим число точек МФЦ в Димитровграде. Уже сегодня благодаря этому договору у нас в Димитровграде теперь действует 11 окон МФЦ.
Ещё одним важнейшим направлением работы МФЦ в 2012 году станет перевод услуг в электронный вид на базе автоматизированной информационной системы (АИС) «МФЦ». Наличие в МФЦ своей информационной системы позволило нам постепенно, в «ручном режиме», но всё же обеспечить частичный перевод 15 услуг в электронный вид. Эта работа началась 18 июля 2011 года. Была проведена интеграция информационных систем ведомств, участвующих в предоставлении муниципальных и государственных услуг, с АИС «МФЦ», проанализированы регламенты предоставления 10 первоочередных услуг, составлены их электронные паспорта.
После проведения консультаций с органами местного самоуправления, уточнения паспортов электронных услуг с административными регламентами АИС «МФЦ» была установлена в Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска и в Комитете архитектуры и градостроительства мэрии, на рабочих местах специалистов, предоставляющих наиболее востребованные услуги. Работа велась совместно с ООО «АИС Город».
С 18 июля по 23 декабря АИС «МФЦ» установлена на 25 рабочих местах в органах местного самоуправления, в Министерстве труда и социального развития Ульяновской области. Заключено соглашение о взаимодействии и информационном обмене с Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» (БТИ) по обмену документами (2 справки об отсутствии приватизированного жилья и об отсутствии приватизации на объект).
Таким образом, с помощью электронного межведомственного взаимодействия для граждан, получающих одну из самых распространённых услуг, – приватизация жилья – заявители у нас уже могут не предоставлять шесть документов.
С начала пуска системы в тестовую эксплуатацию до конца 2011 года в электронном виде было оказано 677 услуг. Дальнейшая работа по переводу услуг в электронный вид на базе АИС «МФЦ» также будет продолжаться параллельно с работами, которые будет выполнять федеральный оператор электронного правительства – ОАО «Ростелеком» в рамках формирования СМЭВ.
На 2012 год мы ставим перед собой задачу выйти на общее число предоставленных услуг в сети МФЦ (с учётом показателей 2011 года) в количестве не менее 200 тысяч.
Для этого в планах развития направления по переводу услуг в электронный вид намечено увеличение количества переводимых с 21 до 30, а количество рабочих мест, задействованных в электронном межведомственном взаимодействии только на базе АИС «МФЦ» – ещё не менее чем на 25.
В связи с тем, что на сегодняшний день приватизация жилых помещений является одной из самых востребованных услуг, в районах области в 2012 году планируется перевести на электронные услуги удаленные рабочие места МФЦ, расположенные в районах Ульяновской области, путём подключения к ним районных БТИ и филиалов ОГУП «Имущество».
Всего же перед нами стоит задача перевести в электронный вид все услуги, по которым разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия. Напомню, что это 61-а государственная и 50 муниципальных услуг.
В 2012 году планируется не снижать темпы развития МФЦ и открыть дополнительно три рабочих места в филиале МФЦ на бульваре Фестивальный, 12. Для этого уже проведена работа по заключению договора аренды с собственником помещений – Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска. Выбрано помещение на 63 квадратных метра на третьем этаже, куда будут размещены окна МФЦ. Всего их будет пять. С учётом действующих восьми окон соцзащиты и трех окон УФМС число окон в «пилотном» МФЦ достигнет 16-и.
Кроме того, в 2012 году планируется заключение соглашения о взаимодействии с ОАО «ВСЕ ДЛЯ ВСЕХ», в рамках которого МФЦ получит по Ульяновской области как минимум 30 дополнительных точек предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Это также позволит нам создать дополнительные точки доступа к услугам МФЦ, т.к. в каждом павильоне будут работать сотрудники ОАО «Всё для всех», которые также будут трудоустроены по совместительству в ОГАУ «МФЦ Ульяновской области».
Положительный опыт подворовых обходов подсказывает нам, что эту работу можно и нужно продолжать. Пока спрос на услуги, предоставляемые непосредственно в МФЦ, находится на стадии роста, специалистам МФЦ я предлагаю выходить или выезжать в населённые пункты своего района (выбрать для этого определённый день) с целью информирования населения об услугах, а также с целью консультирования или сбора пакетов документов для предоставления услуг. Чтобы оптимизировать такую работу, я предлагаю главам муниципальных образований оказать максимальное содействие сотрудникам МФЦ, в том числе – в выделении транспорта для поездок в населённые пункты.
И, конечно же, мы ещё расширим наше взаимодействие с УФПС Ульяновской области – филиалом ФГУП «Почта России». Открытие в 2011 году 10-и обособленных районных подразделений МФЦ даёт нам возможность ввести в рамки агентского договора ещё 53 отделения почтовой связи, оборудованных пунктами коллективного доступа к сети Интернет. Таким образом, услуги МФЦ в районах Ульяновской области будут оказываться гражданам во всех 146-и почтовых отделениях с универсальными услугами связи.
А это означает, что в 2012 году наш многофункциональный центр позволит сделать предоставление государственных и муниципальных услуг ещё проще и доступнее для граждан.
электорат накануне
c третьего захода смог воспользоваться услугой МФЦ по регеистрации прав на едвижимость и сделок с ней. Очередь в соответствии с бумажками из аппарата 62-87 человек, расчетной время ожидания – 4 часа 20 минут.
Случайный-старый
МФЦ на ул.Толстого очень хорошее дело. Имел несколько раз с ним дело и очень понравилось. Но есть одно но… При регистрации недвижимости расчетное время ожидания часто не соответствует действительности. И часто это связано с работой риэлторов. Из-за недисциплинированности клиентов они набивают несколько талончиков. Видел сам как объявлялось шесть талончиков подряд, а ни кто к окошкам не подходил. Вносят свой вклад и те кто взял талончик, а потом испугался увиденной страшной цифры и уходил. Частичное решение проблемы – внедрение в программное обеспечение фамилии, имя, отчества полностью и фильтра с запрещением повторного взятия талончика до момента вызова по первому. И второе при введении данных для получения талончика указывать время ожидания помимо количества впереди стоящих с введением на согласие ожидания.
Владимир I
Заголовок “Ближе к людям”навевает мысли :
1. Сам автор заголовка – нелюдь
2. Ближе к людям жмутся в суровую зиму волки и прочие хищники.
3.Ближе к людям выбираются из лесов разбойники и беглые каторжане, когда тайга горит.
Какой вариант имели в виду вы, Светлана Владимировна?
О!
Хи-хи… Ответом будет повестка в СУД!
прохожий
МФЦ не работают. Статью в унитаз вместе с ней.
О!
Давно пора, а лучше б и не было никогда – воздух был бы чище.
а в ответ – тишина
3д-ГИС, МФЦ, реализация адмреформы с РБС – деньги огромные, а, мне кажется, все впустую. Светлана Владимировна! Давайте Вы выложите в сеть все документы-основания выделения и расходования средств (включая договоры, акты приема-передачи, уведомления о доведении бюджетных ассигнований, платежки и т.д.), например на 3д-ГИС, а я, в свою очередь, обязуюсь в короткие сроки и качественно провести анализ расходования указанных средств исключительно основываясьа законе. Квалификация моя и опыт работы, не сомневайтесь, мне это позволяют. Выводы месте направим прокурору и спросим: Все ли правильно было? Если обортоней каких изловим – опять же польза. В конце концов, это классный, предвыборный PR-ход. Очков Вам и Губернатору, да и всем вам добавит.
Петровичъ
В МФЦ на ул.Л.Толстого работают натуральные хамки,-в секторе по регистрации недвижимости.Имел пару раз опыт общения с представителями этого племени,-осенью 2011г..Сдержался,но хотелось натурально выдернуть этих операторш за волосы из-за стола и вышвырнуть из зала.
житель
рыжие тролли набежали.:)