19 января Андреем Натариусом, председателем Ремесленной палаты Ульяновской области, был презентован фестиваль живой истории “Волжский путь”, который планируется провести в августе на базе археопарка и центра ремесел в Новой Беденьге, созданных Натариусом, и агротуристического комплекса “Русский берег”. В рамках фестиваля значительное место уделяется и ремесленникам. Наверняка, в фестивале примут участие и камнерезчики, работающие с симбирцитом – камнем, который стал одним из символов области. Но, оказывается, тяжба по поводу того, кому вообще принадлежит право использования названия “Симбирцит” далеко не окончена. 17 января в областном суде рассматривалось кассационное дело между А.М.Натариусом и В.М. Ефимовым. Два самых известных в области специалиста по обработке этого камня разбираются кому же принадлежат авторские права на “Симбирцит”.

Напомним, что суть дела сводится к тому, что В.М.Ефимов, заведующий Ундоровским палеонтологическим музеем, заявил, что А.М.Натариус (директор ООО «Лита») незаконно использовал и использует авторские права на название «Симбирцит».

Тем не менее, спор в суде первой инстанции быстро перешёл из сферы авторских прав в сферу предпринимательского права. Доказательства правоты В.М.Ефимова в виде патента на изобретение и договора передачи авторских прав, заключенного с А.М.Натариусом, были отклонены по формальным признакам и не рассматривались в качестве доказательств приоритета именно в части возникновения авторских прав. По сути, из-за не очень грамотного с юридической стороны формулирования своих претензий В.М. Ефимовым. В итоге вопрос свелся к разбору денежных претензий.

Как нам пояснил В.М.Ефимов, при кассационном рассмотрении дела суд опять отклонил документы, представленные им в качестве доказательств приоритета в части авторских прав. Адвокат Натариуса продолжал избранную тактику защиты и утверждал, что наименование «Симбирцит» ООО «Лита» не используется.

Сам же Натариус в своём заявлении суду заявил, что и само название «Симбирцит» и палеонтологическую коллекцию, собранную в рамках работы клуба «Плутония», необходимо считать коллективной собственностью.

Клуб «Плутония» существовал в 80-х годах прошлого века во Дворце пионеров. Руководил им, как несложно догадаться, Ефимов, а одним из участников был молодой Андрей Натариус. Клубом проводились многочисленные экспедиции, в том числе и палеонтологические. По утверждению Натариуса, каждый из членов экспедиции привозил из поездки по несколько килограммов образцов, которые и составили палеонтологическую коллекцию. Ефимов же утверждает, что свою личную коллекцию он собрал в 1981 году после переезда в Ундоры, и именно она легла в основу как и экспозиции палеонтологического музея в Ундорах, так и дальнейшей научной работы самого Ефимова и его сыновей.

Относительно возникновения названия «Симбирцит» мнения также расходятся. Натариус в своём заявлении утверждает, что название появилось спонтанно в одной из экспедиций «Плутония», а Ефимов называет конкретную дату – 1985 год, когда этим именем он назвал сувениры, сделанные по просьбе санатория имени Ленина из местного кальцита. В те же годы в Ундорах Ефимовым был также организован кооператив «Симбирцит», занимающийся обработкой камня.

Кооператив распался в начале 90-х, и камнерезный промысел сосредоточился на палеонтологической станции в Городищах, которую возглавил Ефимов. По его словам, в это время на станции камнерезному промыслу обучался и Натариус.

В 1992 году им было создано ТОО «Лита», которому Ефимов и передал авторские права на использование названия «Симбирцит» в обмен на определенные денежные компенсации в течение срока действия договора. При этом ещё в суде первой инстанции выяснилось, что договор передачи авторских прав был заключен до официальной регистрации ТОО, то есть формально не может считаться действительным. Правда, наличие самого договора сторонами не оспаривалось.

В итоге в 2002 году Натарусом был зарегистрирован товарный знак «Симбирцит», а в 2009 году между ним и Ефимовым было заключено соглашение о размере выплат. Представители ответчика при этом утверждали, что с момента заключения соглашения название «Симбирцит» ООО «Лита» (правопреемник ТОО «Лита») не использовалось. Обратного Ефимову в суде доказать не удалось, так как соответствующие документы не были приняты к рассмотрению.

Возникла достаточно сложная с правовой точки зрения ситуация. Ефимов утверждает, что приоритет в области авторских прав на «Симбирцит» принадлежит ему и имеет на руках достаточное количество доказательств (помимо публикаций в СМИ, это ещё и патент на способ обработки камня от 1992 года), но с формальной стороны оказывается неправ, так как в 2002 году именно Натарусом был зарегистрирован товарный знак. При этом договор, по которому Ефимов передавал ТОО «Лита» авторские права и право на приоритетную регистрации товарного знака, признан недействительным. Непонятно.

За пояснениями мы обратились к известному ульяновскому правозащитнику Игорю Корнилову, которые разбирался в материалах дела. По его словам, дело необходимо переводить из русла денежных «разборок» в русло авторского права, то есть судиться Ефимову имеет смысл не с Натариусом, а с регистрационной палатой по поводу незаконной регистрации товарного знака, то есть о регистрации авторских прав на чужое имя. Если в данном случае будет достигнуто положительное решение, то, по мнению Корнилова, бренд «Симбирцит» имеет смысл передать области и на этом поставить в деле точку.