Недавно случайно стал свидетелем разговора двух студентов. “Хороший попался препод, – рассказывал один. – Отдал пять штук – получил зачет. И никаких проблем”. “Везет, – отвечал второй. – А я уже третий раз пересдаю, пока по нулям”.

Диалог не придуман, вполне симптоматичен. Красноречиво передает обстановку, которая складывается сегодня в сфере высшего образования. И дело даже не только в коррупции, которая в последние годы прочно обосновалась в университетских аудиториях.

О девальвации образования в России написано и сказано немало. Однако что мы видим сегодня? Все преподаватели поголовно берут взятки и расписываются в зачетках? Да ничего подобного. Я пять лет назад закончил университет. Учился по-разному, бывал и на пересдачах. Но взяток не давал по одной простой причине – их не требовали. И мои одногруппники также учились. Если не удавалось сдать зачет или экзамен с первого раза, приходили повторно.

По моим наблюдениям в преподавательской среде произошел своего рода раскол. В том смысле, что представители высшей школы разошлись во мнении – что же делать с современными студентами, которые все чаще и чаще становятся все более далекими от идеала.

Первая категория вузовских педагогов – это так называемые люди “старой закалки”, которые по 12 часов принимают экзамены, шарахаются от недвусмысленных предложений, воспринимая это как личное оскорбление. До сих пор помню, когда моему преподавателю по зарубежной литературе Нине Александровне Чугуновой молоденькая студентка, не читавшая, судя по всему, в последние пять лет ничего, кроме телефонного справочника, в лоб заявила – дескать, может, договоримся. В каком смысле договориться, не сразу поняла Нина Александровна. Когда же студентка попыталась объяснить умнейшей Нине Александровне основы современных рыночных отношений, женщина не выдержала и попросила девушку удалиться с экзамена. “Договориться” с Ниной Александровной можно было только единственным путем – выучить предмет. Все.

Однако широко распространено мнение, что такая категория университетских преподавателей – исчезающий вид. Многие из тех, кто учит сегодня, предпочитают закрывать глаза на пробелы в студенческом образовании. Вот одна знакомая преподавательница недавно поделилась: “Едва ли не половина нынешних студентов приходит на экзамен совершенно “обнуленные” – не знают толком ничего. Ставлю им “тройки”. Они же в большинстве своем не по специальности работают, торгуют, например, сотовыми телефонами в салонах связи”.

Наверняка уважаемая мной Нина Александровна и ее коллеги, воспитанные совсем иначе, придут в ужас от такой позиции: ставить оценку незаслуженно – это и себя унижать, и человека обманывать. Ведь получается, что знаний-то он не получил. Или нет? Можно задавить человека “двойками” до такой степени, что он бросит университет. Парень пойдет в армию, девушка – бросится на какую-нибудь работу, не особо выбирая.

У каждого, как известно, своя правда. Правда даже есть у тех, кто берет взятки, равно как и у тех, кто их, собственно, дает. И услышанный мной разговор, о котором я написал в самом начале поста, яркое тому подтверждение.

Я и раньше сто раз слышал, что зачастую преподаватель-взяточник вызывает у студентов куда меньшее отторжение, нежели преподаватель, который никогда не поставит “тройку” просто так, как говорится, авансом. И логика преподавателей, собирающих деньги за экзамены, незатейлива: платят только те, кому это удобно, кто не хочет учиться. Отличники не платят. Это примерно так: вы можете мыть машину сами, налить в ведерко воды, взять губку. А можно заплатить деньги, и это сделают за вас.

Хотя, с другой стороны, каждый из нас знает немало историй, когда принципиальные преподаватели своими принципами без преувеличения ломали судьбы людям.

Друзья, очень бы хотелось услышать ваше мнение – как сделать так, чтобы остановить девальвацию образования? Должно ли образование быть доступным для всех без исключения? И согласны ли вы с тем, что платят за экзамены только ленивые двоечники?