Работают даже на порезанных верёвках, пишут на высотных домах «Я тебя люблю», не ходят в качалку и берут тайм-аут на зиму.
Ульяновск – город низкий: максимальная высота жилых домов – около 45 метров. Но и для того, чтобы забраться на девятиэтажный дом, да ещё и выполнить строительные работы, для которых не годится техника, нужно обладать мужеством. Итак, промышленный альпинизм в Ульяновске: где обучают, сколько денег приносит профессия, с чем приходится сталкиваться на высоте – от ветра до жителей, которые режут верёвки, – отвечает Григорий ЖИГАЛЕВ.
Герой. Григорий Жигалев – промышленный альпинист с 8-летним стажем. Сейчас ему 26 лет. В работу пришёл из спортивного туризма и альпинизма.
О работе. «Промышленный альпинизм – это любая работа на высоте, где нет доступа для работы крупной техники: со световыми приборами, фонарями на зданиях, любой электропроводкой, пожарными системами, сотовыми и телевизионными вышками, антеннами сотовых станций. Альпинисты могут работать в безопорном пространстве, но нужны точки для страховки. Мы страхуемся либо сверху, либо перещёлкиваемся через какие-нибудь опоры».
Первый раз. «Моим первым рабочим объектом была 16-этажка: нужно было срезать засохшую монтажную пену, которой более опытный альпинист и мой учитель Андрей Трофимов латал межпанельные швы. Помню, как Андрей скинул верёвки, прыгнул в сидушку и ушёл вниз. А я остался на крыше совсем один. В итоге на первый вывес ушло около 50 минут. На земле всю последовательность операций мы, конечно, проходили много раз, но на высоте45 метров было немного страшно».
Кто приходит в профессию. «Костяк ульяновского сообщества промышленных альпинистов – это туристы с большим опытом: мастера спорта, кандидаты и разрядники. Экстрим должен быть в крови. Просто так на высоту человек не полезет».
Где обучают. «Чтобы пройти обучение на промышленного альпиниста в Ульяновске, нужно предоставить медицинскую справку и информацию о себе: не сердечник, и сам на высоте не помрёшь, и товарищей своих не подведёшь. Учат в спортивно-туристическом клубе «Семь ветров». Обучение длится 14 дней с утра и до вечера, после чего человеку выдаётся удостоверение».
Условия работы. «Ульяновские альпинисты – в основном вольнонаёмники и не работают на какую-то определенную фирму. Чаще – собираются в бригады и работают на себя».
Принципы работы. «Прежде всего – никакого алкоголя. Никакого похмелья. Нужно осознавать то, что ты делаешь. А ошибки такая работа не прощает! Кроме того, нужен достаточный уровень подготовки и знаний техники промальпа, чтобы, попав в экстремальную ситуацию, выйти из неё».
Боязнь высоты. «Есть такая боязнь, когда ты даже к краю здания подойти не можешь. А есть, когда ты подходишь, боишься, но наслаждаешься красотой вида с высоты. Страх высоты есть всегда, и если человек не боится – он разобьётся в первый же момент. Не страшно – зачем я буду цепляться за верёвку? Альпинист должен опасаться за свою жизнь. И в этом особый кайф: каждый раз, когда идёшь, вывешиваешься на новом объекте, ты перебарываешь свой страх. Если ты не можешь перебороть – иди, играй в шашки».
Неожиданные ситуации. «Вот ты висишь перед чьим-то окном. Люди беспокоятся за лакокрасочное покрытие, за целостность стеклопакета и начинают некорректно выражаться.
Из приятных неожиданностей: угощают прямо из окон пирожками, бутербродами, кофе, чаем, мужики предлагают выпить, бабушки переживают и сочувствуют нашей нелегкой работе.
Работающим альпинистам неоднократно резали верёвки. Из случая, произошедшего в 2011-м. Лето. Работа на жилом доме – общежитии. Человек делал ремонт межпанельных швов на уровне шестого-седьмого этажа. Спускается вниз и видит, что одна верёвка не достаёт до земли. Её на уровне 3 этажа отрезали. И хорошо, что снизу, а не сверху. Начали выяснять, оказалось, что сделала это сумасшедшая бабушка-хулиган: у себя перед окошком увидела верёвку и решила её обрезать! Без объяснения!
Чаще отрезают верёвки, которые не висят в воздухе, а болтаются на земле. Человек идёт, видит халявную верёвку. Думает: «Отрежу – никому не повредит, а альпинист потом может просто спрыгнуть». Так и уносят хвостики от двух до трёх метров. Что дальше они делают с отрезанной верёвкой – непонятно.
Резали верёвки и на высоте. Спасало то, что люди работали на двух веревках – это основное правило».
Возраст. «Самому молодому ульяновскому промальпинисту – 18. Самому старому – 60. При этом последние держат себя в прекрасной форме и чувствуют себя нормально».
Деньги. «Работа сезонная – пик востребованности приходится на весну и осень. Зимой, например, строительство останавливается, и работы нет. В итоге, нужны «запасы на зиму», и если учитывать всё время, когда промышленный альпинист сидит без работы, его средняя месячная зарплата, учитывая весь год, – около 30-35 тысяч рублей».
Стоимость снаряжения. «Всё зависит от работ, которыми хочешь заниматься. Снаряжение стоит от 10-15 тысяч. Но одно дело – межпанельные швы, а другое – работа с сотовыми вышками. Кроме того, снаряжение нужно периодически менять: за один объект, например, верёвка может прийти в негодность».
Физическая форма. «Альпинист не должен быть качком, ведь в тренажёрном зале мышцы только растут. Тут нужна именно выносливость. Работая целый день на веревках, необходимо иметь запас сил на случай непредвиденного происшествия. Нужно заниматься обычными упражнениями. Бег, зарядка, активные виды спорта».
Интересные заказы. «Делал ремонт трубы на ТЭЦ-3. Высота -120 метров. Труба раскачивалась на три метра! Пока вниз не смотришь – качки не замечаешь, но если в какую-то точку пытаешься вглядеться…
Я сам не делал, но знаю, что в Ульяновске альпинист писал «Я тебя люблю» на обратной стороне торгового центра «Сити», кто-то из наших вешал на доме баннер «Выходи за меня замуж». Бывают и так называемые «домушные» заказы. К воровству это не имеет никакого отношения. Например, хозяин потерял ключ – просит залезть в квартиру через балкон и открыть дверь. Но такая работа, конечно, только в присутствии дежурного отряда полиции или участкового».
Ярлыки и предубеждения. «Кто-то до сих пор думает, что промышленный альпинизм – это лазать по горам с отвёрткой и перфоратором».
Как восстанавливаться после работы. «Больше шести часов в день промышленный альпинист не должен работать. А лучший отдых – горячая ванна с морской солью и книга».
Женщины в промальпинизме. «Женщины чаще занимаются клининговыми услугами, моют стёкла в торговых центрах. Впрочем, высота небольшая – 12-15 метров».
Текст – Анна Казакова
Фото – Михаил Сафиуллин