Даже перестав пользоваться sim-картой, абонент сотовой связи спустя несколько месяцев рискует получить приличный счет к оплате. Средств на счете можно лишиться за получение услуг, которые были навязаны оператором. Не меньше проблем создают платные входящие сообщения, хитрые SMS-лотереи и навязчивые рекламные новости.
Переходя от тарифа к тарифу и от одного оператора к другому, абоненты, как правило, просто вынимают из телефона старую sim-карту и вставляют новую. По идее при каждом таком случае пользователь мобильной связи должен расторгать договор на обслуживание с прежней компанией. Но кто ж будет тратить силы и время на такую формальность? Прежний абонентский номер чаще всего благополучно забывается, а «симка» теряется. Такой «забывчивостью» своих клиентов недавно решила в корыстных целях воспользоваться одна из сотовых компаний «большой тройки». Причем незаконные действия были выявлены в нашем регионе.
В конце прошлого года в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области обратился житель Ульяновска, расценивший условия предоставления услуг одного из сотовых операторов как незаконные. В договорах на обслуживание по целому ряду тарифных планов значилась мера: с абонентов, «не проявляющих активности на номере в течение 90 дней», компания принималась взимать абонентскую плату в размере пяти рублей в день. Согласно документу, оператор может это делать вплоть до возобновления активности или окончания средств на счете. При этом никто не даст гарантии, что связисты не уйдут в минус и не пришлют через год-два абоненту счет в несколько тысяч рублей.
УФАС в рамках своих полномочий возбудил против сотовой компании дело лишь в отношении нарушения Федерального закона «О рекламе». «Информация о штрафных санкциях за непользование связью отсутствовала на рекламных листовках оператора, а это искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение», – решили в Управлении. Теперь нарушителю грозит штраф от 40 до 500 тысяч рублей.
Между тем, как считают специалисты, в действиях сотовой компании усматривается явное нарушение Закона «О защите прав потребителей» и Правил оказания услуг связи. «Налицо понуждение потребителя к использованию услуг связи именно этого оператора, а значит, нарушение его прав на свободный выбор, – считает юрист ульяновского Центра защиты прав потребителей Екатерина Тулаева. – В случае неиспользования абонентом услуг связи он не обязан их оплачивать».
Распространены среди сотовых операторов и методы обмана с использованием всевозможных «завлекалок». Кто из нас не получал SMS типа: «Супер-лотерея! Примите участие в викторине и получите возможность выиграть 100 тысяч рублей!». О том, что каждое отправленное сообщение с ответом стоит 40-60 рублей, как правило, умалчивается.
В настоящее время популярен такой вид обмана. На телефон приходит сообщение с текстом : «Вам пришла открытка от друга» и ссылкой. Приняв предложение, абоненты, даже не подозревая об этом, активизируют подписку на платную рассылку SMS, каждое из которых стоит 120-180 рублей.
Схемы обмана становятся все более сложными, при этом уличить операторов в противозаконных действиях зачастую становится нереальным. Например, сейчас клиентам одной из компаний рассылаются «новости компании» примерно следующего содержания: «…прими это сообщение, чтобы закачать видеоклип за 60 рублей плюс интернет-трафик». Если клиент ненароком нажмет «Принять», с его счета спишут деньги за ненужную услугу. За эту схему сотового оператора нельзя привлечь к ответственности, ведь абонент предупрежден о стоимости услуги. Однако «новости» приходят каждые полчаса. И довольно часто клиент ошибается, нажимая «Принять» вместо «Отключить».
Сфера мобильной связи так стремительно развивается и меняется, что Правила оказания услуг подвижной связи, которые вступили в силу в 2006 году, уже во многом устарели и потеряли свою актуальность. Поэтому Минкомсвязь подготовило новые Правила для сотовых компаний. В настоящее время проект постановления правительства, который утверждает их, опубликован на сайте Минэкономразвития РФ для обсуждения.
Сегодня довольно часто абоненты, подключившись к новому тарифному плану, со временем обнаруживают, что за связь стали платить больше. Дело в том, что, конкурируя, компании часто подключают новых абонентов к промотарифам, которые очень привлекательны, но действуют лишь в течение определенного количества времени. После окончания этого срока тарификация существенно меняется. При этом оператор размещает информацию о прекращении действия такого тарифа лишь на своем официальном сайте. Абонентов напрямую никто не информирует. Новые правила обязывают оператора делать это с помощью SMS за десять дней до изменений. Не смогут операторы и взимать плату за изменение тарифного плана.
Документ предусматривает уход от посекундной тарификации. При этом расчет стоимости разговора будет начинаться, если соединение с другим абонентом было от трех секунд включительно. Исходную единицу для тарификации сможет определять сама сотовая компания, правда, она не может превышать одной минуты. Если же вы задолжали за сотовую связь и вас отключили от услуг, то надо учесть, что возобновление связи после погашения задолженности может произойти только через три дня, а не мгновенно. Расторгнуть же договор с вами оператор сможет только через полгода после того, как вы прекратили использовать телефонный номер, чтобы на него перестали звонить.
Также среди новых положений обращает на себя внимание, прежде всего, требование к операторам предупреждать абонентов о том, что отправка SMS на ряд коротких номеров, которые арендованы у них третьими лицами, для абонента небесплатна, и уточнять тариф. Предполагается, что абоненты смогут отказаться от оплаты услуг связи, которые были предоставлены без их согласия. Надежнее будет и покупка sim-карт. Их распространение категорически запретят не уполномоченным на то компаниям или отдельным людям.
Ужесточается и ответственность сторон. Абонент будет обязан информировать оператора связи о намерении прекратить использование услуг связи на срок, превышающий полгода. При этом сотовая компания обязана вернуть неиспользованный остаток денежных средств в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования клиента.
Екатерина Тулаева, юрист ульяновского Центра защиты прав потребителей:
– Если у абонента есть жалобы на работу оператора связи, для начала он должен обратиться в сотовую компанию: четко сформулировать претензии, приложить договор на оказание услуг и описание имущественных требований. Если ответ сотового оператора его не устроит – прямая дорога в суд. Правда, в любом случае придется запастись терпением.
Согласно правилам, сотовые операторы могут рассматривать жалобу абонента до десяти дней. В случае с судом речь может идти о месяцах.
Поэтому многие абоненты, недосчитавшись 50 или 200 рублей на телефонном счете, предпочитают махнуть рукой, чем писать заявления и ждать.
К нам в Центр довольно часто поступают обращения от абонентов, и мы готовы сопровождать эти иски в суде.
В практике есть конкретные судебные дела, когда удалось защитить права абонентов.
Вадим Пилюков
Жительница
уход от посекундной тарификации… Все ясно