Государство вновь решило разместить заказы на ульяновском авизаводе «Авиастар». За годы «реформ» его персонал был сокращён в 4 раза, а производство упало в десятки раз. Рабочие тут получают по 8-12 тысяч рублей, но и эта зарплата кажется им хорошей, поскольку другой работы в городе нет. Друг Блога Толкователя Сергей Смирнов своими глазами увидел, как обстоят дела на ульяновском авиазаводе. Недавно назначенный на должность вице-премьера по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин практически сразу развил бурную деятельность. Если первый месяц он пытался понять, что происходит вообще в этой сфере, то теперь стал активно ездить по стране, посещая оборонные предприятия. Его первым официальным визитом стала поездка в Ульяновск на крупнейший отечественный авиастроительный завод «Авиастар-СП». Официальным поводом послужила передача самолета Ту-204-300 Управлению делами президента и закрытое совещание по развитию боевой и гражданской авиации. В небольшом Ульяновске два аэропорта, причем на одном из них, куда и приземлился наш самолет, одна из самых длинных в мире взлетно-посадочных полос (5100 метров). Этот аэродром – Ульяновск-Восточный, был построен еще в советское время для испытания самолетов. Совсем рядом с ним находится ангар для испытаний, где и прошла официальная процедура передачи самолета, а также встреча Рогозина с коллективом. На ней вице-премьер пообещал обеспечить в ближайшее время завод заказами, в частности здесь должны быть построены 10 новых самолетов Ан-124 («Руслан»), для армии новые транспортные Ил-476 (модернизированные Ил-76). Также Рогозин пообещал помочь с заказами на гражданские самолеты. Сможет ли ульяновский завод справиться с такими заказами? Не уверен. Несмотря на то, что в ангаре висит транспарант «Ульяновск – авиационная столица России», в реальности завод последние 20 лет влачит жалкое существование. За это время единственным достижением завода стал выпуск самолета серии Ту-204, который был разработан еще в конце 80-х годов. Но особой популярностью, несмотря на господдержку, этот самолет не пользовался. Причины называются самые разные: от недоверия к продукции отечественного авиапрома до высокой цены. Но некоторые выводы можно делать из опыта компании «Владивосток-авиа». В 2005 году этой авиакомпании было передано четыре таких самолета, позднее еще два. Но уже в 2012 году их планируется вывести из эксплуатации. Неужели семь лет это такой большой срок для самолета? Или все-таки с этим лайнером какие-то серьезные проблемы? Очень сомнительным выглядит заявление о строительстве 10 новых «Русланов». Эксперты говорят о том, что их строительство в таком небольшом количестве крайне затратно, имело смысл выпускать по крайней мере 40-60 новых самолетов, тогда это может быть коммерчески выгодно. А строительство 10 новых «Русланов» будет убыточным. Вообще поддержка завода «Авиастар-СП» на данный момент обходится государству очень дорого. Например, чистый убыток за первое полугодие 2009 года составил 642 млн. руб. В данный момент на предприятии работает около 10 тысяч человек, причем приём на работу закрыт. Это служит неким поводом для гордости, мол, все очень хотят у нас работать, но вакансий нет. На самом деле для глубоко депрессивного Ульяновска безработица (скрытая в том числе) – очень большая проблема. Хотя зарплаты на заводе не вызывают большого воодушевления. Несмотря на заявления о том, что молодежь в последнее время активно шла на завод, лично я молодых людей до 35 лет почти не видел. На встрече с Рогозиным значительную часть представляли скромно и бедно одетые женщины лет 40-50, как будто из конца 80-х. Другая часть – мужчины, возраст которых около и за 50 лет. Средняя зарплата на заводе – 18 тысяч рублей. Но она распределяется, как и на большинстве подобных предприятий в России, несправедливо. Рабочие, с которыми удалось поговорить, прежде всего подчеркивали, что не имеют права разглашать сведения о своих доходах – по трудовому соглашению уровень зарплаты является конфиденциальной информацией. Впрочем, об уровне своих доходов они рассказали. – Я мастер, который отвечает за проверку и установку узловых деталей самолета. Моя зарплата 12 тысяч. В Москве на подобной должности получают не меньше 40 тысяч, – рассказывает женщина лет 50. В наш разговор вмешивается рядом стоящая женщина примерно такого же возраста. – А у меня около 10 тысяч получается. 23 года на заводе. Но это еще повысили немного, на 5% в этом году. И то прибавили не к официальному окладу, а к доплатам, которые в любой момент могут снять. – Как же так, – удивляюсь я. – Ну вот средняя зарплата по заводу 18 тысяч, а мастер (не простой рабочий) получает всего 12. Откуда такая средняя? – Вы же умный человек, неужели не понимаете, как делятся деньги на заводе, – грустно говорит мастер. Она уточняет, что зарплата менеджмента достигает сотен тысяч рублей. – Ну а сколько молодежь получает, когда сюда приходит? – Ну максимум тысяч 12 получается, с доплатами как молодым специалистам. А так, в основном, где-то 8-10 тысяч. Все равно идут, работы особой в Ульяновске нет, – комментируют женщины. Два других рабочих, на этот раз мужчины, рассказали, что и их зарплата «сильно ниже» средней по заводу, но не стали уточнять, сколько конкретно получают. Если на заводе будет запущено серийное производство, наймём на работу еще 3-5 тысяч человек, примерно в таком тоне высказываются руководители предприятий. Но неясно, какие специалисты захотят работать за такие деньги? Даже если численность рабочих на «Авиастаре» достигнет 15 тысяч человек, с советскими временами сравнить это будет нельзя. «У нас во времена СССР работало 45 тысяч человек, были свои собственные совхозы, вообще вся инфраструктура», – рассказывают рабочие. «Даже если будет заказ, Рогозин пообещал же несколько десятков Ил-476 до 2020 года, будем делать по паре самолетов в год. А в советское время Ташкентский завод выпускал по 6 самолетов в месяц», – объяснили рабочие. Кроме того, у российских авиастроителей существуют большие проблемы с качеством продукции. Недавно, в апреле 2011 года, Медведев раскритиковал их. Президентский самолет Ту-214, собранный в Казани, оказался крайне неудачным. Он прямо сказал, что российские самолеты уступают иностранным, несмотря на все вложения. Чиновники рассказывали, что самолет сильно шумел, трясся, а на внутренней обшивке во время одного из первых полетов вообще разошлись швы. |
|
|
Гость
Продали бы этот завод Боингу, я бы первый побежал туда работать (если успел-бы)
Митингующий
Если его отдадут боингу, я готов оружие взять в руки. Это сдача стратегической отрасли.
Точно, в России две беды, дураки и дороги. Но вторая только от первой, так что беда одна.
житель
провокатор
Ирина
Кстати, заработная плата директора гостиницы “Авиастар” от 150 до 500 тысяч в месяц официально.
Так что, работяги, пашите и дальше за свои гроши.
Убогое государство
Маркетолог
Набор баек из серии “одна бабка сказала”
1.”У нас во времена СССР работало 45 тысяч человек”©
============================================
Пиковая численность Авиастара пришлась на 1992-1996 годы (тогда ещё УАПК). Было что-то порядка 26 тысяч человек – это с подсобными совхозами, детскими садиками, ведомственными медпунктами и прочими столовыми и гостиницами.
2. ” А в советское время Ташкентский завод выпускал по 6 самолетов в месяц”
=============================================
Угу, а каждый из трёх конвейеров АвтоВАЗа – по 220 тысяч в год. Чего сравнивать Авиастар и ТАПОиЧ? Авиастар был построен ради 50 самолётов в год – но больших и уникальных. Шлёпать серийно сравнительно небольшие 476 он не приспособлен, будет тот же потолок “50 в год”. И то, если развернуть все мощности на максимум, чего не было даже во времена СССР, когда в год до 10 Русланов собирали … Напомню – при пиковой мощности в 50.
3. “Я мастер, который отвечает за проверку и установку узловых деталей самолета. Моя зарплата 12 тысяч. В Москве на подобной должности получают не меньше 40 тысяч”
=============================================
Ну да, только в Москве придётся собирать не 3 комплекта “узловых деталей” в год, вяло ковыряясь в носу, а 33. А рядом будет стоять таджик с зарплатой 25 тысяч и мечтой “заложить” тебя начальству, уволить и устроить своего родственника из соседнего кишлака на те же “сумашедшие” 25 тысяч. И начальство будет на стороне таджика, потому что он при виде вице-премьера бежит прятаться, а не жаловаться, и делает не 33 “узловых делали”, а 99. Хоть и плохо.
Митингующий
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Митингующий
Это что за пораженческие статьи такие? Готовят к сдаче Авиастар? Нет спецов – так учите, давайте хорошую з.п. В стабфонде лежат триллионы, причем в западных банках. Средства работают на иностранную экономику.
Прозападные мудаки и воры.
Кстати для построения 60-ти самолетов не хватало заказа минобороны, но остатки бюджета отдали предатеkю России Чубайсу (к слову почему он работаеn в госучреждениях) argumenti.ru/economics/n320/145517.
НУЖНА ЛИ РОССИИ АВИАЦИЯ — это философско- политический вопрос !
Журнал “Открытый регион. Ульяновск”, апрель 2011, [Электронная PDF версия]
http://www.kommersant.ru/region/samara/files/samara/rusmini.pdf
Митингующий
Вы можете дать ответ как некоторое резюме?
Философско-политический, то есть бесполезно-болтологический да?
Авиация – это двигатель производства, науки. Так что ответ на это вопрос очевиден.
Работяга
Если на Авиастаре поднять зарплату до “уровня”, то о конкуренции нашего авиапрома можно забыть.
Гордимся чем, тем что Боинг стоит 100000000 долларов. А наш авиастаровский в три раза дешевле.
Пусть качество хуже, но дешевле. А, почему? Потому, что рабочие работают за ХАРЧ.
В перспективе, было б желательно, чтоб и жрачку свою приносили. Ради спасения Авиастара.
Митингующий
Ну если менеджерам, которые по 100 тыров получают поднять в три раза, так тут и года ничего не проработает.
Маркетолог
В себестоимости авиапрома зарплатная составляющая – ноль целых хрен десятых процента. Основная себестоимость это материалы и покупные узлы, и также амортизация основного фонда. Так вот, когда в год делается 1 самолёт, и на него списывается амортизация ОС на сумму ХХХ ахулиардов – в отчетах “чистый убыток за первое полугодие 2009 года составил 642 млн. руб”. Когда делают 30 самолётов в год, и на них тонким слоем размазывают амортизацию, накладные и прочие зарплаты 5000 ИТР – получается не убыток, а кагбэ даже прибыль. Более того, стоимость покупных узлов также упирается в объёмы их производства, и когда их делают 10 комплектов в год, цена каждого комплекта – хреналион, а если 100 комплектов в год, то примерно в 10 раз меньше.
Вопрос в том, как запустить маховик этого самого серийного производства. Опыт других стран выглядит примерно так: переговоры по продаже Боингов на экспорт, особенно по долгосрочным контрактам, проводятся в присутствии вице-президента США, или как минимум первых лиц Госдепа. Фактически, такая сделка сопровождается договорённостями за подписью внешнеполитических служб. Судьба Эйрбас решается на уровне Еврокомиссии, причём Президет Франции и Канцлер Германии за столом решений имеют право голоса даже чуть меньше, чем Галлуа. Кстати, последний во Франции считается персоной более влиятельной, чем Саркози. Что касается продаж, то контракты на несколько десятков штук Эйрбасов подписываются в присутствии Саркози или Меркель, контракты от 100 штук – в присутсвии самого Галлуа.
И только у нас медведик-айпедик позволяет себе финты ушами на тему “какое же хафно вы тут мне купили, аирбас хочу!”
житель
+
ликвидаторы они…
Лебедев
Не стоит наш в 3 раза дешевле Боинга, не стоит…
Если бы было так – было бы проще.
Джойс
Вспомнил интервью ген. директор “Авиастара” Михайлова, кажется, в конце 90-х, в котором он привёл такой пример: совсем уж было договорились о долговременной поставке своих самолётов в Болгарию, и вдруг – бах, отказ. А потом “по секрету” с той стороны проговорились: позвонило руководству Болгарии некое очень влиятельное лицо из высшего руководства США и грозно скамандовало: а ну-ка брысь, коль нужны самолёты – покупай Боинги, а не то живо отставим от должности. Верить этому, или нет, но, думаю, что на правду похоже.
грейдер
Возможна и другая цепочка, куда более страшная. Из-за океана звонят к нам (хоть в Кремль, хоть вообще в столицу, хоть на сам “Авиастар”), и озвучивают сумму. А там, поди разберись, кто кому сказал “брысь”, или “фу”, или еще что.
Джойс
Кстати, по поводу качества наших самолётов – увы, в самом деле есть справедливые претензии. Ведь самолёт – конечный продукт, состоит из сотен тысяч деталей, которые поставляются, наверное, со всего СНГ. А какие “мастера” там сейчас работают, из какого “левого” сырья эти детали производят – разве всё проконтролируешь. Кто там отслеживает технологию и контролирует качество? А “завернёшь” сомнительного качества детали – можешь вообще без комплектующих остаться, реальной конкуренции-то нет. Что, например, у нас есть, кроме “Пермских моторов”? Только английские.
Маркетолог
Всё ещё круче. Качество – производная от количества. Когда те же Пермские моторы, заточеные на выпуск 1000 моторов в год, делают всего 50, им приходится ужимать все свои расходы, прямые и общие. Урезают технологию, урезают персонал, урезают материалы… В итоге изделие делают из материала, который дешевле (и хуже) проектного, силами одного “универсального” ПТУшника, который дешевле (и хуже) нескольких узкозаточеных сборщиков, по технологии, которая не является базовой для данного изделия.
Потому и проблемы с самолётами, потому валятся спутники. Потому Фобос-Грунт стоимостью 5 миллиардов выходит из строя от солнечной активности, потому что в целях экономии вместо пяти “избыточных” слоёв фольги поэкономили и положили только четыре, наэкономив 500 рублей себестоимости.
О!
Помимо моторов самолет состоит из десятков тысяч мелких комплектующих, производимых китайцами в гаражах на коленке. Российские заводы по производству этих комплектующих гробить начали еще в начале 90-х. Щас вот добили до конца и закупаемся где попало и берем что попало и никто за это не отвечает. О высоких технологиях и “прорывах” треск идет, а авиационная и космическая промышленность умирает.
Не врите
Моя приятельница работает на Авиастаре уже сто лет на не хилой должности. Должность не хилая, а з/п хилая. Когда узнаю из прессы, что поступили классные заказы, что будет у людей работа надолго и (я так думаю) з/п соответствующая,звоню ей и поздравляю.Она смеется и отвечает -“Может они и есть, заказы эти.Только кто и чем их будет делать? Специалисты давно разбежались. А технику всю разворовали и вывезли”. Вот что говорят старожилы предприятия.И я им верю.
Маркетолог
“Нехилая должность” где-нибудь у конструкторов или технологов? 100 лет задом кресло протирает? Ну так им и так 5000 ни за что платят. Анекдот последней пятилетки: 50 студентов политеха цифровали документацию на 476 потому, что 3000 конструкторов Авиастара не умеют работать в CAD-приложениях … В итоге 95% нынешней “цифры” на Авиастаре – студенческая самодеятельность.
читатель
Анекдот сами сочинили? Скорее всего из 95% студенческой “цифры” – те же 95% брака.
G0X0Y0Z0
Цифровать документацию(как вы выразились), это не работа конструктора, это уровень студента. Не умеют работать с САПР пенсионеры, молодежь отлично справляется с этой работой.
житель
технику реально вывезли. сходите в день открытых дверей не по парадному цеху ПОС
avia
http://www.fishup.ru/albums/p/gid/1121531/oid/18474551/lid/50
вот так там сейчас тихо.
и этот билборд выглядит как издевка
http://www.fishup.ru/albums/p/gid/1121531/lid/50/oid/18474601
путник
ответ рабочим- не слушайте парторгов думайте своей головой!путин со своей шайкой окончательно добил российский авиапром.не будет у вас заказов -ваша продукция не нужна никому.оккупационной власти не нужна сильная и конкурентоспособная экономика оккупированной страны.их цель -нефть и газ и труба по которой наще достояние перекачивают на запад.есть сомнения?посмотрите на бюджет Транснефти и Газпрома.там простой вертухай получает больше инженера-авиастроителя.если выберем этого шакала еще на один срок-2-3 года и страна пойдет вразнос.не дайте себя одурить-НЕ СЛУШАЙТЕ ПАРТОРГОВ!
Работяга
Не на один, а на два срока. Не будь наивен! 12 лет смуты и мракобесия.
avia
http://www.fishup.ru/albums/p/gid/1121531/lid/50/oid/18474581
и этот тоже
Неугомонный Дед Соколов
А мой лазер угробили горе-экономисты, загазованность при резке неметаллов была в 2-10 раз выше нормы, а вредность не дали, пришлось уволиться.
Работяга
Ответ очевиден, нищие работники авиастара не способны делать хорошие самолеты.
Мазай
Работает там отец, зп – 15 тысяч максимум. Станков нет, инструмента нет, заказов нет, ничего там нет. На новости о производстве 10 русланов, он грустно улыбается, и говорит что на коленки что-ли они их делать будут. Станки все давно вывезли на металлолом начальничками. Убытки на заводе не только из-за нерентабельного производства, а так же из-за воровства и пьянства поголовного. Начальство по-выше ежемесячно выписывают себе премии за миллион, начальство по-ниже закрывают часы на алкашах, деньги в карман.
Зондер командор
Пока не посадят ташкентскую мафию на заводе, ничего вы там не сделаете.
житель
в точку!
а еще и повыше кого нить….