Есть в селе Чувашская Кулатка Старокулаткинского района уникальная церковь. Белокаменная, под голубым куполом, уникальна она тем, что в ее строительстве принимали участие люди разных национальностей и вероисповеданий.
Первый молельный дом в селе Чувашская Кулатка был построен еще в 1811 году. В 1869 на его месте появился деревянный храм. Он был пожертвован известным купцом из села Дмитриевка Радищевского района, который решил возвести у себя на родине каменный. В 30-е годы прошлого века по всей стране закрывались и рушились храмы. Не обошла эта участь и Чувашскую Кулатку. Церковь закрыли, священнослужителей сослали в лагеря. В домах, где жили священники, открыли школу.
По воспоминаниям очевидцев, когда разоряли храм, иконы выносили и бросали в кучу, чтобы сжечь, но местные жители уносили иконы домой и прятали. Сейчас эти иконы возвращаются в новую церковь. Плащаница из старой церкви хранилась у Игнатия Матрешкина, человека очень набожного. В селе он был вместо батюшки. После его смерти плащаницу хранила Мария Николаева, потом ее дочь Клавдия, которая возвратила плащаницу в новый храм.
В советское время в бывшем храме был то клуб, то склад. После того как во время сильного урагана ветром снесло крышу, старая деревянная церковь, обезглавленная и обесславленная, простояла до 1961 года. Затем здание разобрали и увезли. Образовался большой пустырь.
Горестные воспоминания и плач о старом красивом храме и светлые мечты о том, «как бы построить церковь опять!», ходили по селу 70 лет! Сельчане мечтали об одном – как восстановить храм, который был самым светлым местом этого населенного пункта. Местные старушки уже и не чаяли, что им приведется молиться в «своей» церкви, построенной в честь Святого великомученика Димитрия Солунского. И тем более не ждали помощи от иноверцев…
Возрождение
В соседнем селе Бахтеевка давно действует мечеть. Всего в районе их построено более двух десятков, а православные верующие жили без храма. Первыми о строительстве церкви заговорили земляк сельчан Василий Владимиров, проживающий ныне в Тольятти, и председатель СПК «Бахтеевский» Мухаррям Салихов. Провели собрание, избрали Приходской совет. Тогдашний губернатор области Юрий Горячев дал десять тысяч рублей, распорядился выделить лес. Курировать строительство архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл благословил протоиерея Николая Леванова, настоятеля Никольского храма в рабочем поселке Радищево.
В 1997 году начали строительство своими силами, но из-за нехватки средств оно было приостановлено и возобновилось только в 2006 году. Несколько раз из-за безденежья наступали длительные перерывы. Строительство оживилось, когда к нему подключились спонсоры Эдуард Ганеев и Владимир Ивлев.
– Я приехал по делам в Чувашскую Кулатку, – рассказывает Эдуард Анварович. – Увидел печальные развалины уничтоженного храма. И сразу же решил: его нужно восстановить! Моя мама однажды сказала мне: «Есть деньги – помоги строить церковь, дом Аллаха и мечеть».
Ганеев родился в селе Старый Атлаш Старокулаткинского района. Сегодня Эдуард Анварович живет и работает в Саратове, доктор наук. Его друг, Тюхматьев Владимир Михайлович, родился в Чувашской Кулатке, тоже активно помогал строительству. В симбирскую глубинку из Саратова меценаты отправляли строительную технику и материалы, постоянно приезжали сами. Только от них непосредственно финансовых вложений благотворительно использовано три миллиона рублей. Москвич Олег Степанович Пименов, преуспевающий предприниматель, русский, узнал о воссоздании на своей малой родине христианской святыни и пришел на помощь своим землякам: чувашу и татарину. На торжественную службу Олег Степанович приехал как в День Победы: в военном кителе, с множеством орденов и медалей. Герой России одержал еще одну Великую Победу в своей жизни!
Кстати, восстанавливали церковь по эскизам старожила Чувашской Кулатки Константина Антонова, который отлично помнил, как выглядела святыня.
В день освящения храма под христианским куполом собрались люди разных религий. В симбирскую глубинку прибыли два архиепископа: Симбирский и Мелекесский Прокл и Саратовский и Вольский Лонгин. Лицезреть чудо собрались все жители села. Поздравить сельчан, поблагодарить строителей и высказать дружеское расположение прибывшим архиепископам приехал муфтий из Ульяновска.
Во благо храма
Сейчас настоятелем храма Димитрия Солунского является отец Илья. Он закончил Самарскую духовную семинарию. После ее окончания, в 2006 году, 10 месяцев служил в Новочеремшанске. А в апреле 2007 года, накануне Пасхальных праздников, он был назначен постоянным священником в Чувашской Кулатке.
– Я – первый настоятель в этом храме, – вспоминает те времена отец Илья. – Приход был не готов встретить меня. Не привыкли они, чтобы в селе жил священник. Народу на богослужения приходило мало, не каждый мог выстоять двухчасовую службу.
Вопросов батюшке пришлось решать очень много. В первую очередь – хозяйственных, ведь храм тогда еще только достраивался, шли отделочные работы, приобреталась церковная утварь. Кузоватовские специалисты расписывали иконостас.
– Нужда заставила меня заняться сельским хозяйством. Церковь не препятствует этому. Да и раньше практически во всех монастырях были свои земли, монахи вели хозяйство. Даже у нашего храма до революции была земля.
Есть небольшой участок земли и у храма Димитрия Солунского. На ней когда-то стояла совхозная кузница, неподалеку возвели заправку. Но в перестроечные времена все это было заброшено и растащено.
– Может быть, не совсем активное посещение церкви прихожанами и толкнуло меня к сельскому хозяйству, – говорит отец Илья. – Я сам из сельской семьи. Родился в Цильне. В нашей семье было 6 детей, кроме меня было еще три брата и две сестры. Чтобы прокормить такую большую семью, родители держали скотину. Да и сейчас держат, хотя им уже под 70 лет. Так что опыт по ведению сельского хозяйства у меня есть. Мы же с малолетства к работе приучены, никто без дела не сидел, у каждого были свои обязанности по хозяйству. Но и семья была всегда сыта и одета.
Именно с перестройки старого здания кузницы под коровник и началось развитие церковного подворья в Чувашской Кулатке. Трудностей было много, да и прихожане сомневались: многие думали, что дело у нового священника не пойдет. Но они ошиблись. Дело пошло, и в этом очень помог Россельхозбанк.
– Этот банк очень выделяется на фоне остальных. В первую очередь, грамотными людьми и их подходу к делу. Они там мудрее, что ли. Все растолковали, помогли с оформлением документов.
На полученный кредит были приобретены первые коровы.
Не остались в стороне и сельчане. Многие пришли на помощь зарождающемуся хозяйству. Районные ветврачи подсказали, каких коров покупать, сделали анализы, проверили их здоровье. Нашлись люди, которые помогли кормами. Местный совхоз выделил фураж, сено, солому.
– Особенно меня поддержал предприниматель из соседней, Саратовской области Виктор Николаевич. Он там руководит одним из хозяйств. Он всегда был рядом, подталкивал меня, давал дельные советы, остерегал от всевозможных ошибок. Помог и техникой. Именно он посоветовал приобрести пресс-подборщик.
Благодаря Виктору Николаевичу в церковном хозяйстве начали обрабатывать землю. Первый год заготавливали корма на небольшом участке земли в Старокулаткинском районе. Затем, так как в Бахтеевском поселении все земли заняты, взяли в аренду 58 гектаров земли в Саратовской области.
– Второй год был полегче. Мы немножко окрепли. Так как у нас есть возможность еще года два не обновлять поголовье, продали телят. Купили доильный аппарат, комбайн.
Всё бы хорошо, но пришла другая беда – экономический кризис 2008 года. Цена на молоко резко упала.
– Мы уже принципиально решили сохранить поголовье (чтобы просто не смеялись над нами). Договорились с магазинами в Старой Кулатке и в Радищево и начали поставлять им молоко. Приходилось следить за тем, чтобы не было ни малейшего постороннего запаха, сами разливали молоко. Хлопот было очень много, не одну бессонную ночь провели. Очень поддержала меня моя матушка. Она помогала во всем, сыграла огромную роль в сохранении поголовья. Сейчас мы видим, что сельское хозяйство дает отдачу. Да, бывает сложно, много трудностей, работаем в поте лица, иногда мы и в 12 ночи возвращаемся с полей. Но это всё во благо семьи, во благо храма.
Сейчас, когда молоко в цене поднялось, поставки в магазины прекратили. Договорились с местным СПК, который принимает молоко у хозяйства по хорошей цене. Да еще и дает надбавку за жирность.
Село живет
То, что церковное хозяйство имеет хорошие результаты, почувствовали и жители Чувашской Кулатки.
– В засушливый 2010 год мы помогли прихожанам сеном. Тогда мы первый год занялись сенокосом. Заготавливали сначала на своих трех гектарах, потом ехали в Самарскую область, где очень много лугов. Это сено и помогло тем, кто действительно хотел держать подворье. Я считаю, что в селе нужно иметь хоть маленькое, но свое хозяйство и работать на своей земле. Здесь есть достаточно крупные подсобные хозяйства. Их немного, но они есть. Отчасти это благодаря действующему СПК. Он помогает своим работникам сеном, соломой.
Сейчас в церковном хозяйстве 20 коров. В прошлом году посеяли овес, но его побило градом. Зато очень хорошо уродился подсолнечник. Возникли небольшие трудности во время уборки, но и с ними справились. Его даже сушить не пришлось, как многим другим хозяйствам.
Это помогает не только рассчитываться с кредитами, но и строить планы на будущее. А это – дальнейшее расширение, строительство нового коровника и приобретение современной техники. Планируем заняться мясным животноводством.
– Буду оформлять КФХ, – говорит отец Илья. – Тогда смогу поучаствовать в программах Министерства сельского хозяйства. А это и 50%-ное субсидирование на строительство животноводческих помещений, на приобретение семян, льготные кредиты на покупку скота. Да и новые рабочие места с хорошей зарплатой, что очень важно для села.
Вопросов очень много. Последствия коллективизации отразились на качестве работ. У работников нет чувства собственности в хорошем смысле этого слова, отсутствует бережливость.
– Мой первый принцип – не надо обманывать. Даже если работник обманул, нужно проявлять снисхождение и милосердие, – уверен отец Илья. – К сожалению, молодежи мало на селе остается. Боятся они работать… Но есть и ответственные. У одного из них есть маслобойка. Он помог масло выдавить.
Кстати, многие сельчане жертвуют свои земельные паи, просят, чтобы их оформили на церковь.
– Я считаю, что это хорошо, потому что при таком малом количестве народа на селе священник без сельского хозяйства не проживет. Даже если меня переведут в другой приход, всё это останется моему преемнику.
Сейчас многие священники в селах занимаются сельским хозяйством. Например, в Радищево и Новомалыклинском районе батюшки занимаются пчеловодством. Есть свои хозяйства в Жадовке, Комаровке, в Старых Алгашах Цильнинского района.
– Если духовность возрождается, то возрождается и человек. А значит, живет и село. В Старо-кулаткинском районе всего около 500 человек православных. И большая часть из них живет в Чувашской Кулатке. Сейчас у нас для всех желающих проводятся воскресные занятия.
В планах и строительство нового здания для воскресной школы. Пока же занятия проводятся в домике пастыря.
– Конечно, необходим просторный класс, компьютеры – век диктует свое, – делится священник. – Собираются люди разных возрастов. На старших и младших делим только тогда, когда нужно поговорить на взрослые темы. А так сидят все вместе. Говорим о вере, о Библии, о богослужении, о значении службы.
– До революции на земле работали всей семьей. Тогда в доме было много детей. И сейчас ничего не должно мешать рожать. Если правильно воспитывать и направлять, дети смогут поднять сельское хозяйство, сделать маленькие хозяйства большими. Ведь когда работают на своей земле, в своем хозяйстве, то и отношение к этому более ответственное и бережливое. Это большой плюс.
Ксения Гордеева