Как известно, в преддверии президентских выборов федеральные власти взяли курс на сдерживание тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На местах ресурсникам, управляющим компаниям и подрядчикам грозят пальцем: до 4 марта – никаких повышений.

На этом фоне жители нескольких сотен многоквартирных домов оказались вне закона: плата за ремонт и содержание жилья для них одномоментно выросла в несколько раз. Причем речь идет, как правило, о малоимущих и пожилых людях, живущих в старых и разрушенных домах.

Получив на днях очередную квитанцию по квартплате, Маргарита Александровна, живущая в доме №7 по улице Уютной, обезумела: сумма к оплате оказалась больше предыдущего месяца на 1400 рублей. Оказалось, что сразу в два с половиной раза вырос размер платы за жилищные услуги.

– За свою двухкомнатную квартиру в аварийном доме вместо 3200 рублей я теперь должна отдавать по 4580 рублей. А жить на что?! – возмущается женщина. – Оказалось, что с 552 до 1380 рублей повысилась плата за ремонт и содержание жилья. Это при том, что за последние несколько лет в доме не ремонтировалось и не обновлялось ровным счетом ничего – он в буквальном смысле разваливается. Кровля не течет только зимой в морозы, зато сквозь старые окна дует ветер, а батареи – еле теплые. Включаем в каждой комнате по обогревателю, но электрика не выдерживает, на дню по нескольку раз вышибает пробки. Периодически забивается канализация, так я приглашаю знакомого слесаря и плачу ему деньги. Так за что мы должны такие деньги отдавать? Куда они уходят?

Подобная история – в 700 многоквартирных домах Ульяновска, находящихся в самом худшем состоянии. Во-первых, это дома, доля муниципального жилья в которых превышает 50 процентов. Во-вторых, так называемые «дома-отказники». Когда-то их «до кучи», вместе с остальными домами, приняли на обслуживание управляющие компании. Дома старые, требовали дополнительных вложений, поэтому УК регулярно выходили к собственникам с вопросом о повышении платы за обслуживание. Жильцы, не желавшие платить больше, отказывались, в итоге некоторые компании просто не стали продлевать договоры. Новых желающих взять «трущобы» под крыло не нашлось, обитатели стали жить сами по себе, возникла реальная угроза отключения отопления, электричества, водоснабжения. Согласно Жилищному кодексу, в таких случаях предусмотрено три варианта решения проблемы: заключение договора на обслуживание с управляющей компанией с одновременным утверждением более высокого тарифа на ремонт и содержание жилья, заключение договора подряда с одной из коммунальных организаций (ЖЭУ) или же принятие решения о непосредственном способе управления домом. Каждый из этих вариантов требует от жильцов объединения и принятия конкретных условий, однако самоорганизация собственников чаще всего близка к нулю.

– В настоящее время судьбу таких домов мы решаем в соответствии с Постановлением правительства РФ от 6.02.2006 г., – говорит председатель городского комитета ЖКХ и экологии Михаил Сычев. – Согласно документу, в обязанность муниципальных властей входит проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для «домов-отказников».

На аукцион выставляется четкий перечень услуг, который определен уже комитетом, с фиксированной стоимостью. По правилам, если конкурс признается несостоявшимся, то есть не поступает ни одной заявки на участие, организатор спустя три месяца проводит новый аукцион. При этом он вправе увеличить размер платы за ремонт и содержание жилого помещения не менее чем на 10 процентов. Дома выставляются до тех пор, пока размер платы не станет привлекательным для управляющих компаний. Однако одновременно он становится неприподъемным для жильцов.

– По некоторым «домам-отказникам» конкурсы проводились с 2008 года по семь-восемь раз. В итоге плата за жилищные услуги для них выросла в несколько раз – к примеру, с пяти до 22 рублей с квадратного метра, – признает Михаил Сычев.

Причем в случае с Ульяновском переход управляющей компании на повышенную плату вовсе не означает улучшения качества жилищных услуг. Так, одна из частных УК по итогам аукциона взяла на обслуживание несколько жилых домов по улице Уютной. Средства на ремонт и содержание жилья новые управленцы собирали исправно, только вот обслуживать дома не торопились, здания продолжали разваливаться. В итоге собственникам пришлось потратить немало усилий, чтобы отказаться от навязанной властями управляющей компании. Как объясняют в комитете ЖКХ, по условиям 75-го постановления правительства РФ в таких конкурсах не могут участвовать управляющие организации с отрицательным балансом, чем грешат крупнейшие УК Ульяновска, а это серьезно ограничивает конкуренцию.

Как бы то ни было, удачное для городских властей проведение конкурса для обитателей бесхозных домов оборачивается удавкой – оплатить во много раз возросшие коммунальные счета для большинства из них становится невозможным. В таких домах в основном живут малоимущие и пожилые люди. Чиновники этого не учитывают или же просто не желают принимать во внимание.

Вадим Пилюков