Илюша нашелся по объявлению. Щуплый паренек обещал за три дня отштукатурить квартиру. “Вы вот фотографии посмотрите, – совал он мне под нос старенький “олимпус”. – Эти стены я в квартире у тааакого крутого бизнесмена делал!”. Когда он узнал, что мне требуется еще и ремонт санузла, то еще более оживился. “Я и кафель кладу, и сантехнику устанавливаю, и обои клею. Раньше еще вот межкомнатные двери ставил. Тоже вроде получалось”, – бодро перечислял Илюша все свои таланты и способности.

В ходе разговора выяснилось, что Илюша проучился три курса в педагогическом университете на учителя истории, а потом бросил. “Вот сейчас с другом хотим “Газельку” в кредит купить и заняться доставкой. Говорят, выгодно”, – объяснил он. От услуг этого специалиста широкого профиля я предпочел отказаться. Именно по причине “широкого профиля”. Меня всегда смущали люди, которые готовы делать все – штукатурить стены, стелить линолеум, укладывать паркет, ремонтировать стиральные машинки и заниматься сантехническими работами.

Однако Илюша, не ставший учителем истории, на мой взгляд, является своего рода символом нынешнего времени. Человек без профессии и без конкретного призвания. У меня тоже есть несколько похожих знакомых. Один вот каждые полгода меняет работу, причем везде он именуется не иначе как “генеральным директором”. За карьерными достижениями другого приятеля я вообще не в силах угнаться: вчера он поставлял памперсы в какой-то родильный дом, а сегодня поставил машину на маршрут общественного транспорта. Кстати, по образованию он социолог. Еще один знакомый был вроде бы журналистом, а потом подался в производство труб.

Это не анекдот, это большая беда, имя которой – непрофессионализм. Как-то в одном из своих постов я уже затрагивал эту тему, но тогда мне еще казалось, что, может, не так все запущено, вдруг что-то еще изменится. Теперь же я окончательно понял – все, господа, приплыли. Россию разрушит не американский Госдеп. России угрожают не китайцы, которые умеют шить прочные штаны стоимостью 5 долларов и делать супербюджетные автомобили. Россию разрушим мы сами.

В стране, которая по доле людей с высшим образованием на втором месте в мире после США, заканчиваются высококвалифицированные специалисты. На днях разговаривал с профессором Лапиным из Ульяновска. И он подтвердил – да, чем больше мы выпускаем людей с дипломами о высшем образовании, тем ниже качество подготовленных специалистов.

Да что тут говорить! Спуститесь на бытовой уровень – дошло до того, что зачастую кран на кухне починить некому. Когда в моей машине сломался кондиционер, я объездил весь Ульяновск – был у официальных дилеров и не очень, в гаражах и сомнительных мастерских. Все разводили руками и вспоминали – дескать, пять лет назад был дядя Петя, так вот он “даже на “Субару” кондиционеры чинил”.

Когда в подвеске автомобиля что-то застучало, я приехал на станцию техобслуживания – для проведения гарантийного ремонта. “Поменяем вам передний амортизатор, если не перестанет стучать – поменяем задний амортизатор”, – пояснил мне мастер. “А диагностику произвести невозможно?” – наивно поинтересовался я. “Что?” – удивленно вскинув брови, переспросил мастер.

Недавно в ходе подготовки статьи я общался с экспертом в области авиации. “Понимаешь, – объяснял он мне, – сейчас регулярно первые лица государства и многие высокопоставленные чиновники заявляют, что этот самолет надо перестать эксплуатировать, этот стоит отстранить. Но дело ведь, как правило, не в машинах. В США, например, до сих пор летают самолеты, выпущенные в 40-ых годах прошлого века. И ничего – не падают”. А дело, сказал мой собеседник, в отсутствии профессионалов.

Ситуация приближается к критической – не за горами то время, когда в России просто некого будет сажать за штурвал. Пилоты оказались в большом дефиците! А знакомая недавно рассказала – сын-школьник принес “новые” знания из школы – педагог причислила Ремарка к числу “выдающихся писательниц”. Ну да – Эрих Мария, как тут не спутать.

Каждый, каждый без преувеличения практически каждый день сталкивается с этой болезнью. Мы уже привыкли к тому, что участкового врача вызываем домой не для того, что хотим услышать, как лечиться и какие лекарства пить, а лишь с одной целью – получить больничный лист. Мы привыкли к тому, что лекции об основах производства в вузах читают девушки, которые ни разу в жизни не были на этом самом производстве. Мы привыкли к неграмотным филологам, журналистам-невеждам и криворуким мастерам.

“Специалисты широкого профиля”, о которых я писал в начале своего поста, не берутся просто так. Они действительно являются ярчайшим олицетворением предвестника всеобщей разрухи. Люди, не научившиеся делать что-то одно хорошо, хватаются разом за все подряд. Именно поэтому в России люди умирают молодыми, именно поэтому падают самолеты, поэтому рушатся ГЭС.