Судя по всему, Иван Александрович Гончаров не был лишен чувства самоиронии и любил юмор, иначе он не приобрел бы карикатуру на себя самого…
В Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова есть тому, помимо документальных подтверждений, еще и вещественное – раскрашенная статуэтка-карикатура высотой 22 см, изображающая Ивана Александровича. Передана она была вместе с подобной же статуэткой Фаддея Булгарина в начале XX века в Симбирскую Ученую архивную комиссию племянницей писателя Екатериной Михайловной Кирмаловой. Обе фигурки выполнены известным художником-карикатуристом Николаем Степановым в конце 1840-х годов.
Степанов был первым в России профессиональным художником-карикатуристом. Совместно с Василием Курочкиным он издавал сатирический журнал «Искра», имевший революционно-демократическую направленность (не отсюда ли ленинская «Искра»?). В этом журнале, между прочим, работал другой наш земляк, поэт-сатирик Дмитрий Минаев, острое перо которого не щадило никого, кто под него попадал.
Степанов отвечал в «Искре» за художественную сторону. Его остро-социальные карикатуры вызывали живейший интерес у публики.
Даже Николай Добролюбов посвятил ему эпиграмму:
Между дикарских глаз
цензуры Прошли твои карикатуры…
Прошли твои карикатуры…
И на Руси святой один
Представить русскому
народу
В достойном виде царский чин.

В статуэтках-карикатурах Степанова на известных деятелей русской культуры – их было более восьмидесяти – юмористический элемент соединялся с замечательным портретным сходством. Когда в магазинах появились эти работы, их стали быстро раскупать, и скоро они распространились не только в Петербурге и Москве, но и во многих провинциальных городах России. Спрос настолько возрос, что Степанов для изготовления фигурок вынужден был устроить особую мастерскую и нанять формовщиков. Статуэтки он делал из воска, формовщики отливали их из гипса, а затем они раскрашивались.
Гончаров не отказал себе в удовольствии приобрести статуэтки-карикатуры и на себя, и на Фаддея Булгарина. Купленные сувениры писатель подарил семье сестры Александры Александровны Кирмаловои в 1849 году.
О статуэтке Булгарина Гончаров так писал в письме зятю М.М. Кирмалову: «Булгарина вышла тоже другая статуэтка… Прежняя, которая у тебя, как карикатура…выражает его как нельзя более. Булгарин имеет редкое свойство – походить наружно и на человека, и вместе на свинью. Художник схватил это как нельзя лучше – и, кроме свиньи и человека, изобразил и Булгарина. Это одно из лучших его произведений; ты береги эту статуэтку, хотя прежняя еще продается, но, может быть, Булгарин потребует, чтоб и форму сломали, тогда негде будет взять».
Необходимо пояснить неприязнь Гончарова к Булгарину. Этот журналист, писатель и издатель имел дурную славу среди прогрессивной общественности России. Совместно с Н.И. Гречем он издавал реакционный журнал «Северная пчела». Как литературный критик, Булгарин выступал против Пушкина, Гоголя, Белинского и вообще против реалистического направления в литературе, более того, – писал доносы на писателей и вполне заслужил прозвище Фиглярин. В ходу было немало колких, ему посвященных, эпиграмм. Несколько из них принадлежат перу Пушкина.
Не преминул высказаться о нем и Лермонтов:
Россию продает Фаддей Не в первый раз, как вам
известно, Пожалуй, он продаст жену,
детей
И мир земной, и рай небесный, Он совесть продал бы
за сходную цену, Да жаль, заложена в казну.

К сожалению, булгаринскую статуэтку время не пощадило. К сотрудникам музея она дошла в неполной сохранности. Были утрачены ноги и подставка. Уникальным статуэткам более полутора веков. По сей день они Остаются лучшими образцами степановских карикатур.

Материал в рамках проекта, совместного с газетой «Ульяновск сегодня», к 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова подготовлен при содействии сотрудников Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова