Сегодня, как и обещала, возвращаюсь к теме продажи слабоалкогольных энергетических коктейлей.
Во-первых, хочу сказать большое спасибо всем, кто принял участие в обсуждении и высказал свою точку зрения по данному вопросу. Подавляющее большинство высказавшихся настроено однозначно: люди не хотят, чтобы над нами и нашими детьми ставили рискованные эксперименты.

В Госдуме идет работа над законопроектом о запрете продажи энергетических напитков несовершеннолетним. Но, я считаю, что это полумера. Энерготоников на прилавках российских магазинов быть не должно – ни для детей, ни для взрослых.

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко считает энерготоники опасными психотропными напитками, выкачивающими из человека все жизненные ресурсы. «В нормальном состоянии человек не переходит тот биологический клапан, который в нем заложен. А тут отодвигается порог и появляется чувство избыточной энергии, а потом наступает истощение. Это исчадие, так называемые энергетики, поставлено на промышленную основу и масштабируется с попустительства государств, на территории которых производится и распространяется эта продукция», – считает он.

Многие страны уже ввели ограничение на торговлю этими напитками, а во Франции, Турции, Дании, Норвегии, Уругвае и Исландии запретили еще и напитки с высокой концентрацией кофеина.

У нас обратная картина – с годами аудитория потребителей стремительно молодеет: от взрослых – к молодежи. А затем – и к детям. Утром по дороге на работу часто приходится наблюдать, как стайка мальчишек из школы в центре «набирается позитива» перед уроками, затариваясь яркими банками. На мой вопрос, знают ли об этом родители, мальчишки спокойно отвечают: «А что, мы уже семиклассники! Кто сказал, что нам нельзя это пить?»

Противники запретов, конечно, могут сказать, что лучше выступить инициаторами «антиэнергетической» пропаганды, привлечь медиков и попытаться разъяснить детям вред, который приносит их организмам постоянное употребление этих напитков. Но, скорее всего, у подростков, обладателей протестного мышления, такая разъяснительная работа вызовет совершенно противоположную реакцию – желание употреблять
«запретный плод» как можно чаще.

Поэтому я вижу выход в полном запрете на продажу «энергетиков». Вопрос об опасности употребления «энергетиков» должен быть поднят на государственном уровне. Ссылки на отсутствие доказательной базы о вреде коктейлей, на мой взгляд, несостоятельны – их вред уже доказан в разных странах. В том числе, в США, где в 2010 году был введен запрет на продажу, и произошло массовое изъятие алкогольных энергетических коктейлей, содержащих кофеин. Так, не разумнее ли учесть чужой опыт, чем набивать собственные шишки, причем за счет жизней наших детей? Кстати. Вот лишь несколько случаев.

2000 год, Ирландия

18-летний баскетболист умирает прямо на спортплощадке во время матча, предварительно выпив три банки безалкогольного энергетика.

2009 год, Россия

Осенью в Пензе от кровоизлияния в печень погибает 17-летняя студентка, которая злоупотребила энерготониками на вечеринке у приятельницы.

2010 год, Россия

В Чкаловске Нижегородской области после выпитой банки слабоалкогольного
энергококтейля прямо на танцполе погибает 20-летний рабочий.

2011 год, Латвия

В мае происходит самый громкий «энергетический» случай: 34-летний мэр Риги Нил Ушаков принимает участие в городском марафоне. Вместо воды во время пробега он пьет «бодрящий напиток». Примерно в километре от финиша теряет сознание. Сочетание «энергетика», жары и физической нагрузки приводит к закономерному итогу: мэр-бегун оказался на грани жизни и смерти. Состояние Ушакова внушает настолько серьезные опасения, что врачи самолетом доставляют его в берлинскую клинику. В течение недели он находится в медикаментозном сне, у него серьезно повреждены печень и почки, пострадали почти все внутренние органы. Немецкие медики, спасавшие жизнь молодого политика, даже подумывали о пересадке печени!

2011 год, Россия

В Нижневартовске от инфаркта погибает 15-летний школьник «из благополучной семьи» – он выпил несколько банок безалкогольного энергетического напитка.

Разве это – не доказательство? Мое мнение: необходима законодательная инициатива по полному запрету продажи энерготоников в России. Понимаю, что «пробить» ее будет непросто – слишком большие деньги крутятся в этой сфере. Но пытаться надо. На кону – сотни жизней. Надеюсь, коллеги по парламенту меня поддержат, и Законодательное Собрание Ульяновской области возьмет на себя подготовку и продвижение этой законодательной инициативы.