Вступил в действие приказ Минприроды России “От утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам”. Именно этому событию была посвящена пресс-конференция, прошедшая сегодня в областном Обществе охотников и рыболовов. Основная идея новой Методики – резкое увеличение таксы за незаконную добычу охотничьих зверей. Теперь браконьерам придётся платить намного больше.

В среднем, по сравнению с действующей в прошлом году, такса увеличилась от трех до десяти раз. Больше всего “подорожали” мелкие животные. Так, за незаконный отстрел сурка теперь придётся заплатить 3000 рублей, а за барсука – целых 6000.

Крупные и ценные животные оцениваются в значительно большие суммы. Незаконная добыча медведя обойдётся горе-охотнику в 30 тысяч, а лося – в 40. Это так называемые “базовые” суммы. В реальной же жизни заплатить скорее всего придётся намного больше, так как Методикой предусмотрены пересчетные коэффициенты, увеличивающие сумму штрафа минимум в три раза. Именно такой коэффициент предусмотрен для незаконной охоты. Базовые же суммы будут уплачиваться лишь в случае убийства животного по неосторожности. Типичный пример такого случая – ДТП с участием животного.

Наибольшие же коэффициенты предусмотрены для случаев незаконной охоты на территории заповедников, национальных парков и природных заказников. В этом случае такса автоматически вырастает в 5 раз.

Небольшой расчёт показывает, что, например, за убийство медведя на территории особо охраняемой территории “Кувайская тайга” придётся заплатить минимум 150 000 рублей. Это уже действительно серьёзная сумма, позволяющая даже завести уголовное дело по факту причинения вреда природе. Но сможет ли “закручивание гаек” в плане размеров штрафов остановить разгул браконьерства?

Оказывается, что не всё так просто. Основная проблема – обеспечить доказательную базу. Руководитель областного Общества охотников и рыболовов привел по этому поводу пример. Поймали троих браконьеров из Мордовии на мощных снегоходах с оружием и убитым зайцем, но доказать, что заяц был убит горе-охотниками, невозможно – “скажут, что подобрали”. В итоге чаще всего такие нарушители отделываются штрафом за несоблюдение правил ношения оружия.

Впрочем, и здесь есть определенные подвижки. По словам представителя Госэконадзора, в последнее время контролирующие органы стали активно использовать в работе видеофиксацию. В результате зачастую удаётся собрать необходимую доказательную базу для доведения дела до полноценного штрафа.

Но настоящих охотников больше радует другая норма. С некоторых пор для продления лицензии на охотничье оружие или для получения разрешения на нарезной карабин необходимо получить справку об отсутствии случаев нарушения правил охоты. Любой факт нахождения с расчехленным оружием в охотничьих угодьях без путевки на руках таким образом может стать барьером для получения или продления лицензии. Боязнь остаться без оружия сильно пугает браконьеров. Именно с этим фактом, а не только с повышением штрафов, специалисты связывают уменьшение случаев браконьерства.

Впрочем, браконьерами некоторые рискуют стать поневоле. Так, в новой Методике предусмотрено наказание (правда, по сути, номинальное – 100 рублей) за отстрел волка. Раньше никаких санкций за попутную добычу волка как потенциально вредного животного предусмотрено не было.

Увы, но введение Методики никак не сопровождается подвижками в плане убыстрения процедуры получения лицензии на добычу того или иного животного. До сих пор путевку практически невозможно получить дистанционно, да и срок её выдачи на целый ряд животных редко когда удаётся уменьшить до одного-двух дней. В итоге возникают ситуации, когда потенциально вредный зверь бродит в угодьях, а добыть его официальным способом просто не получается. Помимо волка это касается и, например, рыси. За день она способна пройти до 60 км и, естественно, ждать несколько дней, пока охотники получат путевку, не будет. Эта проблема, как нам известно, на сегодняшний день является одной из острейших для активных охотников.

Жаль, но зачастую наиболее активными в угодьях оказываются именно браконьеры, для которых неписанный (и писанный, впрочем, тоже) кодекс охотника – лишь пустой звук. Портрет современного типичного “брака” – это мощный снегоход, дорогое обмундирование, качественное оружие и ощущение безнаказанности. Ни о какой этике и уважении к природе многие из браконьеров и вовсе не помышляют. В итоге настоящие охотники испытывают глубокую обиду. Часто бывает так, что придя поохотиться на зайца, простой охотник видит лишь буквально перепаханное снегоходами поле и кучи стрелянных гильз…

Такими случаями занимается Госэконадзор. По словам инспектора ведомства, для отлова современных браконьеров зачастую приходится идти на хитрость – тягаться “в лоб” с “охотниками” на дорогой технике, увы, не получается. В итоге работает схема засады – в самый напряженный момент “охоты” перед незадачливыми браконьерами внезапно появляются инспектора. Удивительно, но таким способом удаётся по крайней мере пресечь значительное число правонарушений.