Одна из ведущих российских страховых компаний составила рейтинг обеспеченности жителей российских регионов личными автомобилями. Ульяновская область оказалась на 61 месте среди 83 регионов РФ и на 9 месте среди регионов ПФО. Мы считаем, что эти цифры – важный индикатор реального экономического состояния области.

Вообще, получить реальные цифры о количестве зарегистрированных личных автомобилей в том или ином регионе не так просто, как кажется. Достаточно точную статистику ведут лишь специализированные агентства, тесно сотрудничающие с ГИБДД и страховщиками. В качественных статистических материалов учитывается множество факторов – помимо данных о количестве состоящих на учете автомобилей, анализируется год их выпуска, частота прохождения техосмотра, данные РСА. В итоге цифры получаются близкими к той реальности, которую мы наблюдаем за окном.

Судя по всему, страховщики, составляющие рейтинг, пошли по более простому пути и за основу взяли исключительно данные ГИБДД. Это можно легко понять исходя из анализа показателей лидеров рейтинга. Это, как обычно, Дальний Восток, где личный автомобиль есть у каждого второго, включая стариков и детей. Но любому специалисту известно, что подобные цифры возникают исключительно из-за многолетнего статуса Дальнего Востока как «автомобильных ворот России» и никак не отражают реальную экономическую ситуацию.

То же самое относится и к Калужской области, которая заняла третье место в рейтинге после Приморского края и Камчатки. Причина высокой «автомобилизации» здесь также очевидная – близость к Москве, из-за которой в регионе регистрируется множество автомобилей, реально эксплуатирующихся в Москве и МО.

А вот дальше рейтинг вполне можно анализировать, особенно если использовать его исключительно для сравнения. Приведём данные по регионам ПФО.

Лидирует в региональном рейтинге Оренбуржье, где на 1000 жителей приходится 267 автомобилей. Среди всех регионов РФ это 22 место. На почетном втором месте Самарская область с 255 личными автомобилями на 1000 жителей. Вполне ожидаемо третье место занимает Татарстан с показателем в 247 автомобилей на 1000 жителей. Ульяновская область в региональном рейтинге заняла девятое место со своими 206 личными автомобилями на 1000 жителей. Уступили нам республики Удмуртия, Мордовия, Чувашия, Марий-Эл и Пермский край.

Известно, что обеспеченность населения личными автомобилями – это важный экономический критерий оценки территории. Более того, очень многие экономисты-практики считают этот индикатор одним из важнейших, который позволяет оценивать сразу несколько факторов. Среди очевидных – наличие у народа денег на дорогостоящие покупки. Но это не главное – важнее желание. Если автопарк начинает быстро расти, то это означает, что жители территории «перешли на более высокую ступень пирамиды», задумались о будущем и у них появились свободные ресурсы.

Именно по этой причине показатель «количество автомобилей на 1000 жителей» обязательно включается в большинство аналитических отчетов по экономике регионов наряду с валовым региональным продуктом и средней заработной платой по региону. Хорошим тоном считается, когда все ключевые показатели, отображенные в сравнительном рейтинге территорий, находятся на близких местах.
Если говорить о наших соседях по ПФО, то так оно и оказывается. Например, Оренбургская область по среднемесячной зарплате в 2010 году занимала 24 место среди всех регионов РФ, по ВРП (валовому региональному продукту) 21, а по обеспеченности личными автомобилями на 1000 человек населения 22 места. То же касается и Татарстана, Самарской области и прочих регионов ПФО, включая и «депрессивные» в плане автомобилизации Марий-Эл и Удмуртию. Все три рассматриваемых индикатора во всех случаях «ложатся кучно».

А вот Ульяновская область стала исключением. Находясь на 37 месте по уровне средней заработной платы и на 49 по уровню ВРП, Ульяновская область попала лишь на 61 место по количеству личных автомобилей на 1000 человек населения. Получается, что хоть и живём неплохо, растут доходы, но личным автомобилям предпочитаем общественный транспорт?

Если следовать экономической логике и не знать про реальную ситуацию в области, то, действительно, можно сделать такой вывод. Впрочем, он всё равно наводит на размышления в духе «что-то тут нечисто».

Но мы-то, жители Ульяновской области, знаем правду. Цифры в государственной статистике по ВРП и средней заработной плате получены не без титанических усилий местных властей по приведению данных в парадный вид. Именно этим и ничем другим можно, например, объяснить то, что в 2010 году по официальным данным средняя зарплата в области составляла 13500 рублей.

Столь же «показателен» на наш взгляд и рост ВРП в 2009 году почти в 3 раза по сравнению с 2004. Ловкие манипуляции с использованием «бумажных» инвестиций, громких планов и политики выравнивания бюджетной обеспеченности регионов сотворили чудеса – на бумаге область с каждым годом становилась всё краше и краше, причем стахановскими темпами.

Увы, но судя по темпам автомобилизации области, эти бумажные темпы весьма далеки от реальной жизни. Как минимум, пунктов на 15. И дело не в пересаживании народа на общественный транспорт, а попросту в том, что у большей части жителей области как не было возможности купить личный транспорт, так её и нет. Хоть какую-то динамику «делают» области вовсе не представители «простого народа», а залезающие в кредит (рост почти в два раза) представители ускользающее малого «среднего класса» и, конечно же, чиновники и бизнесмены, которым никакой кредит не нужен.

Вот и получается, что с одной стороны – приятные властям парадные цифры в отчетности, а с другой – кредитная кабала якобы «среднего» якобы «класса» и продолжающееся обнищание простого народа, который копит деньги вовсе не на новую машину, а? банально, на еду.