Ну, не ходим мы, рядовые симбиряне, по «кабакам» – дороговато. Нынешний ульяновский мужичок предпочитает услуги «рюмочной» или «закусочной», чтоб с такими же, как он, посидеть, традиционные сто граммов употребить, чуть-чуть поговорить с ровесниками и с честными глазами – домой. Нормально? Для мужичков – да. Для «забегаловки» – увы. Ведь ее хозяева стараются создать уют и комфорт.
И вот в одном таком заведении включили хозяева магнитофон, чтоб создать лирическую душевную атмосферу для посетителей. А среди них, на беду, оказался член Российского авторского общества, а это-аккредитованная организация по управлению исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения.
Посетитель, он же член общества, подал заявление в суд за использование магнитофонной записи в исполнении одной из популярных западных групп. Оказалось, что такие заведения входят в список тех, кто организовывает досуг, причем на платной основе.
В судебном иске были указаны аж десять наименований авторских хитов, использованных, так получается, незаконным путем. Их использование было подтверждено при прослушивании в присутствии сотрудников внутренних органов и свидетелей. К делу были приобщены акт и постановление Ленинского районного суда города Ульяновска, вынесенное полтора года назад, по этому же поводу в адрес владельца питейного заведения. Оказывается, последний и не знал, что в ГК РФ существует раздел под названием «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации», он просто хотел доставить посетителям удовольствие. Но незнание закона не освобождает от наказания.
А хозяину закусочной надо было знать, что исключительное право на использование произведения принадлежит автору, без согласия которого музыка использоваться не может. Нужно было заключить лицензионный договор с автором или правообладателем, а также на основе подобной договоренности – с организацией, управляющей авторскими правами на коллективной основе, каковым и является общероссийская общественная организация «Российское авторское общество». Суд последнее выиграло, в его пользу с фирмы-ответчика взыскана компенсация чуть меньше четверти миллиона рублей. Что с этой суммы получит зарубежный автор-исполнитель и получит ли хоть что-нибудь? А Бог его знает, но на кассационную жалобу руководства закусочной судебная коллегия ответила отказом, оставив в силе предыдущее решение районного суда. Придется платить!
Галина Николаевская