9 февраля по инициативе Общественной палаты прошел круглый стол по обсуждению концепции патриотического воспитания ульяновцев на 2013-2015 годы. Даже на стадии концепции обсуждение многих вопросов зашло в тупик. Например, что должны делать специалисты по патриотическому воспитанию? Почему патриотическое воспитание сужается до военного? И как, в целом, оценивать эффективность будущей программы? Ведь не скажешь же, что по итогам ее реализации мы стали «патриотичнее» на 30 процентов?

Разговоры о необходимости концепции программы патриотического воспитания в нашей области идут давно. Однако до этого все заканчивалось подготовкой перечня мероприятий, хоть как-то связанных со словом «патриотизм», и их реализацией – причем нередко для галочки. С тем, что их эффективность вызывает сомнение, спорить трудно. С тем, что необходимо что-то делать, согласны и участники круглого стола, собранного Общественной палатой для обсуждения концепции будущей программы, которую представил директор областного Центра патриотического воспитания Ульяновской области Владимир Витрянюк.

Государственным заказчиком программы является министерство внутренней политики Ульяновской области. В ее разработке приняли участие специалисты различных исполнительных органов власти, деятели культуры, науки и образования, представители религиозных и общественных организаций.

Всего за три года из областного бюджета на реализацию программы планируется привлечь 27 миллионов 572 тысячи рублей. Для сравнения, Свердловская область выделила на аналогичную программу более семисот миллионов рублей. Однако из ста пятидесяти миллионов, которые были запланированы на реализацию программы в 2011 году, было израсходовано всего девять.

В последние годы создание системы патриотического воспитания в Ульяновской области осуществлялось в ходе реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» и плана мероприятий по патриотическому воспитанию населения Ульяновской области на 2007-2010 годы. У нас сформирован областной Координационный совет по патриотическому воспитанию населения, а с мая 2011 года работает областное государственное автономное учреждение «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области» при региональном министерстве внутренней политики.

Концепция признает, что проблем патриотического воспитания населения Ульяновской области довольно много и все они охвачены быть не могут. Поэтому необходимо сконцентрироваться на наиболее актуальных проблемах, требующих неотложного решения. В связи с этим определены и довольно амбициозные цели будущей программы: «дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей более широкое вовлечение населения Ульяновской области в процесс их духовного и патриотического становления в интересах укрепления единства нации, подъема экономики страны и благосостояния народа, укрепления демократии и привития сознательного отношения к выполнению конституционных обязанностей».

Достигать этих целей планируют путем создания и развития координационных советов при органах местного самоуправления и их тесного взаимодействия с общественными объединениями. Кроме того, – путем «поиска новых, соответствующих современным реалиям, форм культурно-массового, духовного и нравственного воспитания граждан, в том числе с привлечением к активному участию в этой работе средств массовой информации».

Также концепция предполагает «развитие форм и методов патриотического воспитания с учетом современного состояния общественной жизни в стране». Предусматривает программа и повышение профессионализма «организаторов и специалистов патриотического воспитания». Акцент сделан и на военном воспитании, поэтому среди задач программы: формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации людей служить.

Такие амбициозные, но неконкретные цели вызвали у участников круглого стола массу вопросов.

Так, по словам члена общественной палаты Людмилы Ляшенко, не совсем ясно, кто же это такие – специалисты по патриотическому воспитанию. Кроме того, непонятно, почему у нас патриотическое воспитание часто суживается до военного, ведь понятие патриотизм намного шире. В целом, по ее мнению, в концепции немало ляпов и общих фраз. Да и многие ее аспекты – не в контексте того, что сейчас происходит в обществе.

Соглашаясь с разработчиками в том, что программа должна быть комплексной, межведомственной, участники круглого стола высказали свои замечания. По мнению директора областного краеведческого музея Юлии Володиной, данная концепция является узконаправленной. Кроме того, в нее включены мероприятия, которые переходят из одной программы в другую, они дублируют друг друга и в целом неинтересны.

Кстати, о том, что молодежи методы патриотического воспитания не слишком интересны, сообщила и заместитель директора научно-исследовательского центра «Регион» Евгения Лукьянова. Она отметила, что в концепции говорится о новых инновационных формах и механизмах патриотической работы, но существует риск, что мероприятия самой программы будут старые, испытанные десятилетиями. По ее словам, при проведении социологических исследований и у нас, и в других городах страны, молодежь говорит про привычные всем методы работы одинаково: «скучно» и «надоело». Однако никто так и не дал внятного ответа, какие же эти методы должны быть. Все только критикуют, но никто не знает, что делать, и нового предложить не могут. Евгения Лукьянова также отметила неструктурированность концепции и необходимость продумать эти новые механизмы.

Другой важный момент, который чуть не завел обсуждение концепции в тупик, – показатели эффективности программы. Насчет этого в концепции говорится: «Конечным результатом реализации Программы должны стать: положительная динамика роста патриотизма в Ульяновской области, возрастание социальной активности населения, особенно молодежи, преодоление экстремистских и других негативных проявлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности».

На круглом столе прозвучали разные мнения об оценке эффективности программы. Безусловно, измерить патриотизм не представляется возможным, и никакой программой его не воспитать. Как сообщили разработчики программы, за основу оценки ее эффективности взяты индикаторы государственной программы и добавлены показатели, касающиеся военной службы. Однако, единого мнения о том, каковы же должны быть действительно показательные индикаторы эффективности программы, найдено не было.

Подытоживая обсуждение, председатель общественной палаты Нина Дергунова отметила, что концепцию необходимо доработать, в том числе подумать об оценке ее результативности. К примеру, к выработке индикаторов ее эффективности – привлечь социологов. Однако данная идея сразу же наткнулась на денежный вопрос: средств на социологическую помощь в отработке критериев, как оказалось, нет. Остается надеяться, что среди них все же есть патриоты, которые бескорыстно помогут нашему региону понять, в каких процентах и цифрах нам измерять патриотизм.