Почти в три раза за последние годы в регионе сократилось количество пригородных поездов. Областные власти постепенно заменяют пригородные железнодорожные перевозки автобусными, экономя бюджетные средства, идущие на компенсацию стоимости поездок ульяновцев на поездах.
Более миллиона пассажиров, согласно расчетам, перевезут в Ульяновской области в 2012 году пригородные поезда. Всего по области должно курсировать 23 поезда (туда и обратно). Количество составов, которыми смогут воспользоваться ульяновцы, ежегодно определяется договором, который региональное министерство транспорта заключает с железнодорожниками.
Сейчас в области пригородные железнодорожные перевозки осуществляет ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», с которым и был заключен договор на первый квартал 2012 года с последующим продлением. Регион также может обслуживать ОАО «Самарская ППК», но оно отказалось работать у нас.
Причина отказа,- уточняют в министерстве транспорта области, – низкий уровень компенсации регионом убыточной стоимости пригородных перевозок. Стоимость одного километра перевозки пассажира на 2012 год «Башкортостанской ППК» составляет 3,41 рубля. При этом пассажир платит лишь 0,8 рубля за километр -менее четверти от себестоимости проезда.
Часть убытков железнодорожникам компенсируется из бюджета. На 2012 год в региональном бюджете уже заложено 10 миллионов рублей на компенсации. Сумма должна возрасти по итогам исполнения бюджета. При этом общий объем убытков железнодорожников заметно больше выделяемой регионом компенсации. Так, ожидаемые убытки «Башкортостанской ППК» составят в 2012 году почти 140 миллионов рублей.
Нехватка в областном бюджете средств на компенсации за пригородные поезда – одна из главных причин уменьшения их количества в последние годы. Так, сообщают в региональном министерстве транспорта, в 2010 году по сравнению с 2009-м объем железнодорожных пригородных перевозок был сокращен почти в три раза. В результате проведенной оптимизации остались лишь наиболее востребованные маршруты поездов. Часть из них сохранили только на летний период, когда поездами начинают пользоваться дачники. К примеру, поезд «Ульяновск – Цильна», как показал проведенный мониторинг, популярен только в дачный сезон.
Мониторинг пассажиропотоков перед принятием решения об отмене поезда – обязательная процедура, подчеркивают в министерстве транспорта области. Если по его итогам принимается решение о сокращении пригородных перевозок, на оставшемся без поезда направлении вводятся дополнительные автобусные перевозки.
Автобусное сообщение обходится бюджету куда дешевле пригородных железнодорожных перевозок. Так, по данным областного Минтранса, за 2011 год пригородными поездами в области перевезено 1,05 миллиона пассажиров. Компенсации за них, с учетом выплат за школьников, студентов и региональных льготников, выделено 19,7 миллиона рублей. Компенсация за одного перевезенного на пригородном поезде пассажира составила 18,76 рубля. При этом пассажирский автомобильный транспорт перевез по региону 91,1 миллиона пассажиров. Выделенные на него из бюджета субсидии составили всего рубль за пассажира.
Впрочем, для самих ульяновцев передвижение по железной дороге обходится дешевле поездок на автобусе. Тариф на пригородное автобусное сообщение в регионе сейчас составляет 1,4 рубля за километр – на 60 копеек больше железнодорожного.
Пересаживаться с поездов на автобусы ульяновцев вынуждает не только экономия областного бюджета, но и идущая реорганизация в РЖД. В результате преобразований на предприятии жители небольших населенных пунктов региона, стоящих на железной дороге, стали терять возможность пользоваться поездами дальнего следования. На станциях, где пассажиропоток был небольшим, остановки этих поездов также начали отменять.
Стоимость пригородных железнодорожных перевозок могла бы снизиться после перевода курсирующих по региону поездов с дизельного топлива на электроэнергию. Но электрификация железной дороги в Ульяновской области пока очень невелика. Из 709 километров железнодорожных путей, проходящих по области, электрифицированы лишь 150.
Ускорить появление электричества на железной дороге может, как ни странно, проведение в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. К этом сроку планируется построить высокоскоростную железнодорожную магистраль «Москва – Нижний Новгород – Казань – Ульяновск – Самара». Предлагается несколько вариантов этой трассы, но, так или иначе, она должна пройти через Ульяновск, указывают в областном министерстве транспорта. Пока проект строительства магистрали правительством страны не утвержден. Электрификация участков «Кандры – Инза» и «Ульяновск -Сызрань» предусматривается Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Срок реализации Стратегии определен до 2030 года.
Лидия ПЕХТЕРЕВА