Виктория Чернышева
Ульяновские власти поддержут производителей молока. В нынешнем году в регионе вводят субсидии для сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, из расчета три рубля на литр продукта. Средства будут направлены на модернизацию и строительство животноводческих ферм, а также на закупку скота. В этом случае, по мнению инициаторов введения денежной поддержки, отрасль, после вступления России в ВТО, может устоять на ногах.
– Молоко – это первый этап, – говорит министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин. – В наших климатических условиях мы, увы, не можем быть конкурентоспособными странам с более мягким климатом, где производительность молока выше. А потому, на мой взгляд, поддержка сельчан – государственная задача. В идеале, чтобы выйти на нормальный уровень производства, субсидии должны быть в два раза выше: три рубля на каждый литр выделяет регион, и столько же – государство. На федеральном уровне этот вариант уже просчитывается. На областном мы тоже определили сумму – на год нужно 280 миллионов рублей.
По словам Чепухина, главное, в чем нуждаются сегодня производители молока – модернизация. Поголовье крупного рогатого скота в регионе сегодня сохранено, производство молока растет. Но это не означает, что в отрасли все хорошо.
– В молочное животноводство необходимо вкладывать серьезные деньги. У коровников нужно менять крыши, ремонтировать их, закупать новые транспортеры. Технологии у всех разные, и старые – не значит плохо. Даже в старом коровнике, по идее, можно получать надои большие, чем в новом. Суть – в самом подходе, рационе кормления. Модернизация же требует “длинных” кредитов, сроком от 15 лет. Сейчас же получить их и на пять лет проблематично. И это касается всего сельского хозяйства, – поясняет министр.
Предполагается, что пошлины на сельхозпродукцию будут изменяться ступенчато, а потому, по словам Чепухина, федеральный центр просчитывает субсидии и на друие продукты: говядину, свинину, яйцо, мясо птицы (на него будет самая большая “отсрочка”). Таким образом, судьба производителей будет зависеть от того, какой именно объем господдержки они получат, удастся ли “выровнять” отрасли. Пока же, министр советует сельхозпроизводителям учиться – чтобы удержаться на плаву.
– Руководители предприятий должны быть сами себе и агрономами, и зоотехниками. Любой западный фермер знает и умеет все сам. А потому не нужно ждать, что придет суперагроном и совершит чудо. Информации сегодня масса: можно самому научиться выращивать пшеницу, освоить современные технологии, добиться более высокой рентабельности, – считает министр.
Впрочем, на самотек этот процесс в регионе решили пока не пускать: здесь уже начали работать школы агробизнеса. В семи муниципальных образованиях уже побывала выездная команда, в которую вошли успешные фермеры, которые делятся своим опытом; сотрудники местного НИИ сельского хозяйства, лаборатории агрохимической службы и так далее. Руководителей хозяйств учат работать эффективно: составлять правильные рационы, создавать для животных оптимальные условия содержания, применять современные удобрения и так далее.
– Как говорят сами фермеры, у них голова от вступления в ВТО не болит. Другие заботы – подготовиться к посевной, получить урожай побольше. От возможных последствий должны оградить их мы, – резюмирует Чепухин.
Комментарий
Сергей Терентьев, глава КФХ “Возрождение”, Чердаклинский район Ульяновской области:
– Если цена на молоко упадет, хорошего, конечно, в этом мало. На наш взгляд, этот продукт и сегодня не оценен должным образом: его рыночная стоимость достаточно низкая. У нас она еще перекрывает себестоимость производства, а вот в соседнем хозяйстве не перекрывает. И это зависит не от ВТО, а от многих других факторов. Мы постарались по максимуму снизить затраты, автоматизировать процесс: чем меньше ручного труда, тем ниже себестоимость. В любом случае, деваться нам некуда – нужно работать и работать. Если государство поможет – будем только рады: во многих других регионах субсидии на молоко уже ввели, и это хорошее подспорье для производителей. В этом случае, появятся средства, которые мы сможем потратить на модернизацию: хотим еще более упростить производство, наладить переработку – пока мы торгуем только сырьем. Задумок много, и денежная помощь будет как раз кстати.
Кстати
Федеральные власти поддержали инициативу ульяновских властей, которые предложили списать накопившиеся задолженности сельчан перед банками. На днях на “правительственном часе” в Госдуме с участием министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник председатель комитета по аграрным вопросам Николай Панков заявил: “Закредитованность сельхозтоваропроизводителей – одна из самых наболевших проблем села, и оценивается около 1,5 триллиона рублей. Из-за финансового кризиса и засух, которые были два, а в ряде регионов три года подряд, мы пролонгировали долги фермерам и сельскохозяйственным организациям. Государство продолжает по ним выплачивать значительные средства в виде субсидий по ставкам кредита. Может, будет дешевле списать сам кредит и не платить проценты по кредитам? Во всяком случае, целесообразно проработать механизм списания хотя бы невозвратной части задолженности, которая образовалась из-за последствий засухи, и решить вопрос с задолженностью перед бюджетами всех уровней”.
Если это предложение будет принято, многие хозяйства избавятся от тяжкого бремени и смогут работать дальше уже свободно.