Ольга КОВАЛЕНКОВА
Если наш аэропорт выберут в качестве перевалочного пункта, то перевозка одного контейнера будет обходиться в пять – шесть тысяч долларов.
«Комсомолка» уже писала, что в Ульяновске может появиться перевалочный пункт НАТО, и этот вопрос бурно обсуждается на форумах в Интернете, а также среди населения. Многие уже даже говорят об этом событии как о свершившемся факте. Однако на днях на одном из порталов в Сети появилась информация о том, что Минобороны РФ не вело переговоров с НАТО об аренде аэродрома в Ульяновске. За разъяснениями мы обратились к начальнику Ульяновской таможни Валерию Герасеву.

– Определенная договоренность есть, но как будет проходить транзит и будет ли он проходить через Ульяновск, точных данных нет, – пояснил Валерий Николаевич. – Да, дипломаты МИДа говорят, что выбрали натовцы наш коридор. И натовцы здесь были, приезжали, смотрели. Вроде все им понравилось. Они проводили здесь консультации. Смотрели место. Встреча осуществлялась с представителями компании «Волга – Днепр» и другими. А что будет фактически, пока сказать сложно.

– А когда этот вопрос будет решен?

– Это вопрос к руководству страны. Хотя проект распоряжения федерального правительства готов. Но на сто процентов сказать, что этот пункт перевалочный будет у нас, нельзя. Даже сами перевозчики «Волги – Днепра», которые будут нести основную нагрузку, не могут дать точного ответа. Рассматривается несколько вариантов. Если говорить про Ульяновск, то наши плюсы в малой загруженности аэропорта, также в наличии железнодорожной ветки, которая заходит непосредственно в аэропорт, достаточно длинной взлетно-посадочной полосе, возможности принимать большегрузные самолеты. Но обустройство аэропорта не совсем соответствует требованиям натовцев. Им нужен большой терминальный комплекс, а у нас его нет. Поэтому разгружаться самолеты будут (в случае если перевалочный пункт все-таки разместят у нас) непосредственно в аэропорту. Радует, что это будут контейнеры, а не какой-то навал или насып, и военная техника (бронетранспортеры и другое).

– Изменится ли работа вашей структуры?

– Таможенный пост, который там располагается, это 24 человека, хотя постоянно там работают 8 – 10. Если этого количества будет не достаточно, мы станем перебрасывать туда для оказания помощи людей с других постов. Но если брать заявленные обороты, которые, предполагается, будут в аэропорту, а это 60 железнодорожных платформ ежемесячно, то имеющихся на месте ресурсов достаточно. Опять же, если учесть, что ежемесячно в Афганистан из Европы перевозится несколько тысяч контейнеров, представьте себе объем работы! Это на несколько лет вывода войск.

– Можно ли рассказать, по какой схеме будет происходить работа с грузами НАТО?

– Схема очень простая. Мы вскрывать ничего не будем. Это транзитно-перевалочный пункт, и аэропорт выполняет функцию именно перевалочного пункта. Возникает вопрос: почему такую схему хотят избрать натовцы? Это дешевле. Самолет из Афганистана будет перелетать в Ульяновск без посадки. Затем грузы пойдут в Ригу и Таллин.

– Планируется ли проверять контейнеры?

– Нет. Ведь мы будем осуществлять только оформление транзита, а это бумажная работа. Но, естественно, если будут всплывать нарушения или появится оперативная информация при взаимодействии с другими структурами, возможно, что-то и будем делать. Хотя это маловероятно. Это просто транзит по территории России, содействие выводу войск из Афганистана.

– То есть опасения насчет появления наркотиков…

– абсолютно беспочвенны. Никоим образом наркотики в Ульяновск не попадут. Все контейнеры будут опечатаны и находиться под контролем. Это чистый транзит. С другой стороны, для Ульяновска это хорошо. В регионе появятся новые рабочие места, в бюджет пойдут дополнительные налоги. Обеспечение этого транспортного коридора даст загруженность и железной дороге, и «Волге – Днепру», и нескольким организациям, которые будут работать на субподряде. Кстати, перевозка одного контейнера стоит пять – шесть тысяч долларов.

– У нас серьезные конкуренты?

Многие аэропорты хотят «перетянуть» эти грузы. Это Казань, Москва в первую очередь. Но, учитывая загрузку этих аэропортов и неспецифичность… Наш аэропорт исключительно грузовой, а пассажирские перевозки нерегулярны.