Героями одного из ближайших эфиров скандального телешоу Андрея Малахова «Пусть говорят» скоро станет многодетная семья Яковлевых, которая до недавнего времени проживала в селе Урюм Тетюшского района. 30-летняя Елена и ее 38-летний муж Сергей утверждают, что татарстанские чиновники хотят отнять у них девятерых детей (старшему из которых 14 лет, а младшей нет еще и годика) только за то, что семья – малоимущая. Но, по мнению сотрудников районных органов опеки и соцзащиты, которые знакомы с этой семьей не понаслышке, родители сами довели ситуацию до того, что детям стало опасно проживать вместе с ними.

От старых проблем – на новое место
Многодетная семья Яковлевых приехала в Татарстан в феврале 2010 года. До этого Яковлевы жили в Ульяновске, где с августа 2008 года состояли на учете в органах соцзащиты как семья, находящаяся в социально-опасном положении. Глава многодетного семейства нигде подолгу не работал, выпивал, единственный постоянный источник дохода семьи – детские пособия. Мать тоже не справлялась со своими обязанностями по воспитанию детей. Но как только ульяновские чиновники поставили вопрос о лишении супругов Яковлевых родительских прав, они заявили, что на средства материнского капитала купили дом в Тетюшском районе Татарстана – в селе Урюм – и собираются начать там новую жизнь. Так что с учета в Ульяновске неблагополучная семья была снята – в связи с переездом. О том, что дом в Урюме – развалюха, в которой после смерти хозяйки никто не жил два года, Яковлевы умолчали. В стенах – щели, отопление – печное. А ведь новоселье семья готовилась справить зимой. Яковлевы понадеялись, что добрые люди помогут им обустроиться на новом месте.

И действительно, помогали многодетной семье всем миром. Соседи – продуктами со своего огорода и деньгами в долг, а сотрудники местной соцзащиты организовали сбор детских вещей и подарили новоселам. Да и в сельпо Яковлевым нередко отпускали продукты без денег – под роспись… Однако через некоторое время односельчане стали замечать, что Яковлевы-старшие частенько оставляют детей дома одних, – те сидят взаперти и ревут. Дальше – больше. Полураздетые, грязные ребятишки из многодетного семейства стали бродить по сельским улицам и попрошайничать. В ответ на вопросы односельчан и чиновников, призванных защищать детей, родители ссылались на временные трудности и обещали, что скоро всё наладится. А отец клялся-божился, что «уже завтра» устроится на работу. «Так, может, детишки пока поживут в реабилитационном центре – в тепле, светлее и сытости?» – предложили соцзащитники Яковлевым. Узнав, что на это время выплата детских пособий родителям приостанавливается, супруги дружно отказались от такого предложения.

В списках раненых на фронтах не значится
Месяц шел за месяцем, а обстановка в семье не менялась: Сергей так и не трудоустроился. Его взяли было на ферму – скотником. Но через два дня мужчина заявил, что такая тяжелая работа не для него, поскольку он «на фронтах раненый». На запрос тетюшских чиновников из Ульяновского военкомата пришла бумага, что в списках участников боевых действий Сергей Яковлев не значится и даже на воинском учете в военкомате не состоит. После этого главе сельского поселения стали поступать жалобы от сельчан, что Яковлев ходит по дворам и буквально требует у них зерно. А когда ему намекнули, что здоровый мужик должен сам содержать семью, многодетный папаша заявился к главе собственной персоной и сказал, что, дескать, государство должно таким как он отцам-героям обеспечить безбедное существование.

Тем временем соцзащитники успели сделать определенные выводы и в отношении матери детей – Елены: старшие дети в школу почти не ходят, а младших мама даже на медосмотры и прививки не водит. Но самое интересное и необъяснимое – Елена от бесплатных путевок в детский оздоровительный лагерь отказалась! Сотрудники соцзащиты только руками развели. Такого на их памяти никогда не было. И направили прокурору ходатайство о привлечении многодетной матери к ответственности за… «пренебрежение нуждами детей» и «отказ от средств, выделяемых им государством».

В июле в семье Яковлевых родился девятый ребенок – Маша, и мама снова удивила всех – не вняла рекомендациям врачей об усиленном питании ребенка, отказалась получать продукты из молочной кухни. В результате…

– 14 декабря у меня заболела Маша, – рассказала вашему корреспонденту Елена. – Чем-то отравилась. Кажется, я ей дала молоко, которое купила в нашем магазине. Я вызвала «скорую», нас с дочкой увезли в больницу – в Тетюши. Старший сын поехал с нами, чтобы помочь. Но из Тетюш нас с дочкой отправили в Казань. А Сергей поехал в райцентр – забрать домой Диму…

По словам Сергея, когда он с сыном вернулся домой, там уже были сотрудники соцзащиты и инспекторы по делам несовершеннолетних, которые буквально насильно забрали детей и увезли в приют «Теплый дом» в Дрожжановском районе. Мужчина подозревает, что у чиновников корыстный интерес к его семье. Дескать, в приютах не хватает детей, поэтому они закрываются. А если там поселят многочисленное потомство Яковлевых, то сотрудники учреждения безработными не останутся.

Малахов им поможет?
– Наши сотрудники действовали в рамках закона и только в интересах детей! – уверяет заместитель начальника отдела организации деятельности ПДН МВД по РТ Лариса Осипова. – Им грозила реальная опасность. И сотрудники ПДН не только имели право, но и были обязаны изъять детей из семьи до решения вопроса о лишении их родительских прав. Я считаю, это нужно было сделать раньше. Но сотрудники Тетюшской соцзащиты пытались сохранить семью. Яковлевым неоднократно выписывали материальную помощь, помогали уладить вопросы с коммунальщиками, чтобы у них не отключили газ и свет за долги. Но всё оказалось бесполезно.

По словам Осиповой, как только маму с Машей увезли в Казань, сотрудники ПДН отправились к Яковлевым, чтобы проверить обстановку. Они обнаружили, что отец семейства «под градусом», дети рассказали, что несколько дней не ели, а у троих из них оказалась высокая температура. На следующий день состоялось срочное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и было принято решение поместить старших детей в приют (после того, как они пройдут лечение), троих младших – в дом малютки, а в отношении Елены и Сергея направить иск в суд о лишении их родительских прав. Но из Ульяновска приехала сестра Сергея – Ольга и попросила до суда доверить ей троих младших детей. Просьба женщины была удовлетворена. А вместе с Ольгой в Ульяновск уехали и Сергей с Еленой.

– Мы сейчас с мужем и тремя младшими детьми живем в квартире у моей мамы, – сообщила Елена вашему корреспонденту по телефону. – Дом в Урюме мы собираемся продавать. У нас в Тетюшах должен был быть суд 9 февраля, но его перенесли в Ульяновск – по месту нашего жительства. Когда он будет, я еще не знаю. А вчера старших детей перевели из дрожжановского приюта в ульяновский. «Причал надежды» называется.

Судя по всему, и сама Елена нашла свой причал надежды – побывав на днях на съемках передачи «Пусть говорят», она чувствует себя сейчас чуть ли не звездой экрана.

– Нам там объяснили, что мы правы и что нам помогут, – рассказывает Елена. – Суд, наверное, побоится лишить нас родительских прав. Ведь мы многодетная семья! Нас должны поддерживать!

Елена МЕЛЬНИК

Передача Малахова еще не вышла в эфир, а в You Tube уже гуляет видеоролик, в котором Яковлевы предстают героическими родителями, страдающими от чиновничьего произвола.