Интервью главы Ульяновска Марины Беспаловой для ИТАР-ТАСС
В конце 2011 года в старинном волжском городе Симбирске, более известном как Ульяновск, к власти впервые пришла женщина. Выпускница Московского коммерческого университета, экономист по специальности, депутат городской думы, член президиума Совета по развитию местного самоуправления при президенте России и член президиума Общероссийского Конгресса муниципальных образований 48-летняя Марина Беспалова была избрана главой муниципального образования «Город Ульяновск».
С чем столкнулась главная леди Ульяновска, пришедшая к управлению таким сложным и многоплановым городом? С какими трудностями ей приходится справляться в повседневной работе по обеспечению жизнедеятельности вверенного ей большого города, в котором проживает более 600 тысяч человек. На эти и другие вопросы агентства ИТАР-ТАСС отвечает глава города Ульяновска Марина БЕСПАЛОВА:

– Вы стали главой города в конце декабря 20111 года, но, как правило, люди всегда ругают власть, вне зависимости, пришел ли новый человек, или нет. Почувствовали ли Вы это на себе?

– У нас так принято, это национальная черта. При жизни хвалят редко. У нас ведь начинают все анализировать и сравнивать, когда человек уходит с поста, и приходит новый руководитель, и обычно говорят: «А все–таки прежний был лучше». Все познается в сравнении, так что у меня впереди – и хула, и хвала.

– Как вы считаете, существует ли какая-то общность и различие в проблемах российских городов?

– Общее, что объединяет российские города, вне зависимости от того, большие они или малые, это вопросы жилищно-коммунальной сферы. Наши города самым печальным образом объединяет недопонимание, а точнее незнание населением своих прав и обязанностей в сфере ЖКХ и, как следствие, использование этого фактора в свою пользу управляющими компаниями и иными организациями и лицами, оказывающими эти услуги.
Мы сегодня не можем сказать, что эта проблема решена у нас в Ульяновске. Она не решена ни у нас, ни в целом по России. Здесь, как я считаю, должен быть системный государственный подход. Никого не устраивают обшарпанные подъезды, протекающие крыши и межпанельные швы, всех раздражает отношение управляющих компаний к жителям, но никто не занимается законодательным просвещением населения, разъяснением прав и обязанностей. Управляющие компании не проводят разъяснительную работу, хотя они должны этим заниматься, а сами люди этим мало интересуются.
Например, существует проблема непрозрачности всех расчетов за коммунальные услуги. По нормативам нам все известно, потому что они установлены. Мы знаем, что тариф на газ или электроэнергию индексируется один раз в полгода, и до потребителей доводятся новые цифры. Люди в этом процессе не участвуют, просто платят и все. Но вот размер оплаты на содержание жилья и на перечень услуг должны определить сами жильцы на общем собрании с представителями управляющей компании. А они не понимают, а порой и не знают, что это – сфера их личной и общественной ответственности, что это должны делать они сами. А если и знают, то, как правило, не принимают участия в собраниях, где решаются эти вопросы. И тогда управляющие компании сами все делают по своему усмотрению, и, чаще всего, в свою пользу. К примеру, они не назначают собрания в светлое время суток в субботу, когда жильцы свободны и могут принять в них участие. Или же собирают жильцов на улице, а не в теплом отапливаемом помещении, а в подъезде или возле подъезда. Кому захочется выходить на мороз и чего-то говорить? Так что можно констатировать, что сегодня в сфере ЖКХ у нас не выстроены схемы общения, не выстроены коммуникации между партнерами, и никто из них не хочет сделать движение, чтобы их выстроить. И нам предстоит менять эту ситуацию.
Я уверена, – все зависит от людей. Своей инерцией и отсутствием интереса к проблемам собственного жизнеобеспечения они сами ставят себя в положение, при котором недобросовестные управляющие компании обирают жильцов, используя создавшуюся благоприятную для них ситуацию. При этом жители жалуются на администрацию, говоря, что «власть виновата в том, что тарифы растут». А это не тарифы растут, а увеличиваются размеры оплаты на содержание жилья и перечень услуг. Вести эти расчеты и определять размеры оплаты сегодня по закону – обязанность самих граждан. Конечно, на этих собраниях должны присутствовать не только представители управляющих компаний, но и представители комитетов ЖКХ и кто-то из чиновников районной администрации, отвечающий за это направление. Но даже если на собрание эти представители приходят, то из всего многоэтажного дома на нем присутствуют максимум 10 жильцов.

– А что Вы могли бы предложить для изменения этой ситуации?

– Сегодня городская администрация очень большое внимание уделяет именно работе с населением, просвещению. Я сама уже провела за неделю несколько встреч. Знакомлюсь с директорами школ, с заведующими детсадов, с членами районных родительских собраний, с представителями общественных организаций, с председателями 49 территорий общественного самоуправления. Кроме того, мы проводим встречи с руководителями социально-ориентированных предприятий и организаций, которые могли бы занять нишу работы с населением, и для которых сегодня можем предусмотреть бюджетное софинансирование этой работы в виде грантов или конкурсов.

– Опытные люди говорят, что для эффективной работы нужно иметь хорошую команду. У Вас есть такая команда?

– Я только формирую свою команду, и хочу сказать, что существует дефицит управленцев высокого уровня, причем не только в нашем городе. Найти такого профессионала – управленца на большой объем работы очень сложно. Потому что он должен хорошо знать систему государственного устройства или хотя бы немного представлять, что такое государственное и что такое муниципальное управление.
У нас в администрации очень большой объем составляет именно работа с людьми, с населением города. Она должна вестись спокойно, уравновешено, человек должен обладать лидерскими качествами, быть высоко эрудированным, уметь держать аудиторию, разговаривать с ней на одном языке, отвечать на вопросы и вести за собой.

-Помогает ли Вам сегодня опыт депутата и человека, который занимался вопросами местного самоуправления?

– Очень помогает, потому что за 11 лет депутатской деятельности приходилось решать практически все вопросы жизнеобеспечения и своего округа, и в целом по системе городского хозяйства, поэтому для меня это, в общем-то, не ново. Но есть моменты специфические, тонкие, такие, как вопросы водоснабжения, обеспечение ритмичной работы канализационно-насосных станций, или работа теплогенерирующих компаний по обеспечению жителей Ульяновска теплом.
В свое время я занималась вопросами по программе обеспечения населенных пунктов газом, вопросами строительства газопроводов. Я хорошо знаю это направление, – земельные, имущественные вопросы, а здесь чисто технические вопросы, и заниматься этим должен человек, имеющий специальное образование и практический опыт. У нас в городской администрации есть такие люди, но и мне приходится вникать в эти тонкости и нюансы, знать все про муфты, про то, какого диаметра канализационные трубы, и из какого материала они изготовлены. Если раньше я не вникала в различные СНИПы, санитарные нормы, стандарты, то теперь приходится вникать и в эти документы, и заниматься этим, хотя бы даже для расширения своего профессионального кругозора.

– Каждый глава города, приходя на этот пост, наверняка имеет какой-то свой план работы, что-то хочет изменить. Есть ли у Вас свои наработки и свое представление о том, что, где и как надо бы поменять?

– Безусловно, есть большие наработки. Может быть, какие-то моменты в них надо будет скорректировать, потому что меняется время, изменяется законодательство и требования. Сегодня меня волнует многое, например, стратегия развития города, экономика города, потому что если будет развиваться экономика города, значит, будут работать предприятия, появятся новые рабочие места, а это увеличение доходной части бюджета, повышение заработной платы, повышение доходов населения, увеличение достатка и благополучия жителей города.
Меня сегодня интересует и облик города в целом, его благоустройство, озеленение, качество и ремонт дорог, достойное содержание наших памятников архитектуры. Как главу города, да и как человека, меня волнуют вопросы занятости (особенно молодежи), вопросы жизни и занятости наших инвалидов. Они мало мобильны и не всегда могут выбраться из четырех стен, потому что некоторые места не приспособлены для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли туда попасть. И сегодня мы очень активно взялись за работу по обеспечению комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.

Чтобы решать эти волнующие вопросы есть городские и федеральные целевые программы, и мы по максимуму участвуем в этих программах. В конце января мы внесли корректировки в городской бюджет и увеличили финансирование программ поддержки инвалидов. В частности, к 2-м имеющимся в городе социальным такси для людей с ограниченными возможностями, в этом году добавятся еще 4 автомобиля, которые мы закупим в ближайшее время.
Кроме того, в городе реализуется муниципальная программа по устройству пандусов для людей, передвигающихся на колясках. Недавно я встречалась с директорами школ, и они рассказали, что пандусы для учеников – колясочников в школах сделаны, но на второй и третий этажи подняться такие ученики не могут, потому что если соорудить пандусы на верхние этажи, могут пострадать другие дети. Лифт в здании не предусмотрен, чтобы построить отдельный вход нужна перепланировка здания, проблема и в том, чтобы перенести на первый этаж, к примеру, кабинет физики или химии… Думаю, что мы вместе найдем выход из этой ситуации.
По вопросу занятости инвалидов мы встречались с руководителями всех муниципальных предприятий, в том числе и учреждений бюджетной сферы. Администрация города предложила им посмотреть, куда и на какие должности они могут трудоустроить инвалидов, особенно молодежь, с ограничениями по здоровью и мобильности. У них, как правило, дома есть компьютер, и они часто оказываются неплохими специалистами в сфере информационных технологий, программистами, юристами. Есть бухгалтеры, психологи. Сейчас интенсивно внедряется система электронного документооборота, и сотрудникам с ограниченными физическими возможностями совсем не обязательно каждый день приходить на работу в офис, все можно переслать по электронной почте, работая дистанционно в режиме свободного графика.
На уровне Ульяновской области у нас реализуется программа по созданию рабочих мест для инвалидов в органах налоговой службы, и этим активно занимается губернатор Сергей Морозов. Муниципалитет Ульяновска тоже к этому подключился.

– Каков сейчас бюджет Ульяновска, и насколько бюджетное обеспечение устраивает Вас, как главу города?

– Бюджет 2012 года принят в размере около 6,8 млрд. рублей, и я всегда говорю, что если бы сейчас на город на 3-4 года выделили из федерального бюджета целевым назначением примерно 3 миллиарда рублей, мы бы, наверное, закрыли все бреши, если, конечно, инфляция не съест. Нам эти деньги как раз и пригодились бы, чтобы за 5 лет снести 670 наших ветхих домов постройки 40-50-х годов и расселить людей в новые квартиры. Хотелось бы поменять во всех школах окна и везде установить охрану, «тревожные кнопки» и видеокамеры. Там, где все это есть, проблем меньше.
На выделенные деньги мы бы обновили всю городскую инженерную инфраструктуру, изношенность которой составляет 65-70 процентов, привели в порядок дороги областного, городского и федерального значения, и сдвинули бы с места строительство жилья для молодых семей.
В этом году мы предусмотрели порядка 25 млн рублей на реализацию городской программы строительства жилья для молодых семей, есть и софинансирование со стороны областного и федерального бюджетов, так что в этом году, имея более 100 млн рублей, мы обеспечим жильем более 100 молодых семей.
Я должна отметить, что наш город и область могли бы сами себя обеспечивать, но налоговые отчисления в федеральный бюджет настолько высоки, что мы не можем покрывать свои потребности в полном объеме и направлять средства на развитие. Критерии, определенные для нас федеральным центром, очень жесткие, и не все их можно выполнить. Нынешние условия софинансирования, порой нам просто не под силу, потому что первоочередные затраты – это зарплата, начисления, коммунальные услуги и социальные гарантии населению.
Мы работаем только на текущие потребности, проедаем средства, а чтобы найти средства на развитие, вынуждены выкручиваться. Например, чтобы найти средства на подготовку дорогостоящих экспертиз и проектно-сметной документации, мы используем возможности 94-го федерального закона, позволяющего выходить на заключение трехгодичных контрактов. Сейчас мы ищем потенциальных инвесторов, которые готовы в этом году, примерно, к 1 сентября, разработать проектно-сметную документацию на строительство нескольких ФОКов вместе с экспертизой проекта, а оплата за это, будет осуществлена в январе 2013 года. Вот таким путем пытаемся найти способ развиваться.

– Женщин, стоящих у руля власти у нас совсем немного. Как Вы считаете, существует ли женский стиль управления?

– Женщина все пропускает через себя. Интуиция и инстинкт самосохранения, присущие женщине изначально, удерживают ее от принятия необдуманных решений. Женщина всегда очень скрупулезно, подходит к решению проблем, тщательно обдумывая все до мелочей. Практика работы иностранных компаний, создавших производства на территории России, показывает, что набирая специалистов на определенные должности, они отдают предпочтения женщинам, приглашая их, в том числе, и на руководящие должности. Западные эксперты просчитали, что женщина более устойчива к стрессам, более работоспособна и более ответственна и педантична в выполнении поручаемых ей заданий, более качественно выполняет работу. Наверное, в этой оценке есть некая доля истины.

-Каким Вы видите будущее Ульяновска? С чем связываете свои надежды и планы на предстоящие годы нахождения на капитанском мостике управления городом?

– Очень хотелось бы, чтобы Ульяновск был теплым, уютным и комфортным. Наш город очень зеленый, в нем много парков и скверов, он ухоженный, и очень чистый. Я могу сказать это со всей ответственностью, потому что побывала в разных городах Приволжского округа и в других регионах страны. В Ульяновске много памятников истории, культуры и архитектуры. Хотелось бы сохранить и улучшить то, что у нас есть. Чтобы как можно больше жителей города приходило на семейный отдых в парки и скверы, чтобы люди чаще ходили в кино, в музеи, в картинные галереи.

Большие надежды возлагаю на нашу молодежь, которой мы, взрослые, сегодня не всегда помогаем встать на ноги. Мы должны передавать молодым опыт и традиции воспитания детей, чтобы, вырастая и создавая свои семьи, уже их дети были более приспособлены к жизни и имели перед глазами позитивный опыт семейной жизни родителей.
Мы сегодня часто говорим, что у нас нет идеологии. А ведь, по большому счету, вся идеология заложена в национальных традициях и семейных ценностях и формируется эта идеология в семье. Не может государство, чиновник сформировать нам идеологию. Это могут сделать для своих детей только родители. Я бы хотела, чтобы в нашем городе создавались для этого все условия. В этом моя работа.

– Спасибо за беседу.

Интервью подготовила Роза Магасумова