Виктория Чернышева
О возможной схеме прохождения через Ульяновск транзитных грузов НАТО, следующих из Афганистана в Европу, рассказал начальник ульяновской таможни Валерий Герасев. По его словам, аэропорт “Ульяновск – Восточный” действительно рассматривается в качестве одного из вариантов для размещения логистической базы, куда грузы бы доставлялись по воздуху, а затем отправлялись далее, железнодорожным транспортом, по территории России, в Ригу или Таллинн.

– Никакой конкретики пока нет – все на уровне слухов. Однако представители НАТО уже приезжали в “Ульяновск – Восточный”, осматривали аэропорт, проводили консультации, встречались с представителями авиакомпании “Волга-Днепр”, железнодорожного экспедитора, собственника ветки, которая идет от аэропорта до станции “Верхняя терраса”, – пояснил Герасев. – Обустройство аэропорта не совсем соответствует предъявленным требованием – необходимо, чтобы в наличии был большой терминальный комплекс. У нас его нет. Поэтому, если все же будет принято решение в пользу Ульяновска, разгружаться самолеты будут непосредственно в аэропорту.

По словам начальника таможни, для создания логистической базы рассматриваются и другие варианты, в частности, аэропорты, расположенные в Москве и Казани. Но, учитывая их загрузку и неспецифичность, шансы у Ульяновска достаточно хорошие.

– Наш аэропорт исключительно грузовой, пассажирские перевозки здесь нерегулярные. Таким образом, есть все условия для интенсивных полетов больших грузовых самолетов, – отметил Герасев. – Несомненные плюсы – малая загруженность, наличие железнодорожной ветки, которая заходит прямо на территорию “Ульяновск – Восточного” (такого нет ни у одного аэропорта). А также достаточно длинная взлетно-посадочная полоса, готовая принимать крупногабаритные самолеты – в европейской части России таких единицы.

Через Ульяновск в течение нескольких лет уже проходит транзит грузов для войск НАТО (правда, не военных, а имеющих обеспечивающее значение), но обратный – из Европы в Афганистан. Самолеты “Волга – Днепра” совершают по несколько рейсов в неделю. В Ульяновске, где базируется авиакомпания, воздушные судна делают посадку для дозаправки и техобслуживания.

Схему вывода военной техники из Афганистана планируется сделать несколько иной. По словам руководителя таможни, в ульяновском аэропорту может быть создан транзитно-перевалочный пункт. Самолеты из Афганистана будут прилетать сюда. Прибывшие на них контейнеры и военную технику со снятым вооружением предполагается перегружать на железнодорожные пути и доставлять, уже по земле, в Прибалику. Оттуда грузы отправятся к пункту назначения морским транспортом. Такой вариант дешевле, чем тот, что предполагает переброску грузов в Ригу или Таллинн воздушным транспортом, с дозаправкой в Ульяновске.

– Все контейнеры будут опечатаны, так что проверки их содержимого не будет. Опасения в том, что вместе с грузами в Ульяновск могут прибыть наркотики или оружие, беспочвенны. Это просто перевалка, – уточнил Герасев. – Если бы грузы оставались на нашей территории, то мы бы проводили полный таможенный контроль. Однако, в рассматриваемом варианте мы будем лишь оформлять транзитную декларацию до границы с Прибалтикой. По сути, это чисто бумажная работа. На таможенном посту в “Ульяновск – Восточном” работает 24 человека, из них постоянный состав – восемь – десять таможенников. Если брать заявленные обороты – отгрузку ежемесячно 60 железнодорожных платформ, думаю, сотрудников вполне достаточно.

По мнению таможенника, создание логистической базы на территории Ульяновска принесет региону определенные дивиденды: позволит загрузить работой перевозчиков, ряд организаций, которые будут участвовать в проекте в качестве субподрядчиков. Процесс транзита военных грузов может занять не один год.

– Перевозка одного контейнера стоит пять – шесть тысяч долларов. Какая-то часть от этой суммы останется в Ульяновске, в виде зарплаты и налогов, – уточнил Герасев.

По его сведениям, проект распоряжения правительства РФ, касающийся создания логистического центра, уже готов. Но когда он будет рассмотрен и подписан – сказать трудно.