За последнюю неделю многие высказались по поводу предложения губернатора выбрать девиз Ульяновской области. Подавляющее большинство высказалось в духе: «А зачем это надо?».

На этот вопрос ответить достаточно просто. В следующем году Ульяновской области исполняется 70 лет. И было бы здорово, если у региона появился хороший девиз, который можно будет написать на плакатах и открытках, который можно будет произнести со сцены или трибуны. Важно, чтобы под словами девиза мог подписаться каждый житель региона, подхватить и закончить начатую фразу. Тот, кто хоть раз был в пионерском лагере, представляет себе эту утилитарную функцию девиза. С точки зрения сплочения группы людей девиз играет важную роль.

Неужели наш регион так и не вырос из пионерских шортиков, спросите вы. «Неужели мы похожи на племя «тумба-юмба?» – вопрошают самые грамотные скептики.

Отвечу так. Девиз как часть геральдики мы заимствовали у западной культуры, в которой эта традиция является весьма древней и не воспринимается как варварский атрибут. Во многих странах девизы приняты на государственном уровне. Так, в Чехии национальный девиз «Правда побеждает!» начертан на президентском штандарте. Под этим лозунгом ещё в XV веке шёл против крестоносцев идеолог евродемократии и чешский король Йиржи Подебрад.

В федеративных государствах девизы существуют и на региональном уровне. В США все штаты имеют свой девиз и, иногда, – не один. В России свой девиз имеет Свердловская область.

Для нашего региона, ровесника США, девиз также не новшество, а хорошая традиция: симбирский герб в виде колонны с короной был снабжён девизом «Подперта честию». Он отражал монархический смысл российского государства и служилый характер населения Симбирской земли. С тех пор не единожды сменился строй, название города и территории, поэтому вряд ли кто-то из ульяновцев сможет понять и принять этот девиз сейчас, хотя слова хорошие. Нам нужен новый девиз, которого так никто и не придумал за 70 лет существования Ульяновской области.

Другой вопрос, а зачем вообще нужен девиз? Это всё дорогие элитарные игрушки для взрослых дяденек, которые никакой пользы не несут. Именно такое мнение сейчас очень распространено, и, отчасти, является верным на фоне существующих проблем, которыми и должны заниматься эти самые взрослые люди из государственных органов власти.

Приведу несколько аргументов «за» наличие девиза.
1. Своевременность – скоро юбилей региона. Идея девиза не возникла по чьей-то прихоти, ради удовлетворения чьего-то тщеславия. Она родилась из практики подготовки Дня Ульяновской области в этом году.
2. Отсутствие затрат. В отличие от смены названия улиц или населённых пунктов, даже не нужно изготавливать новые таблички и менять документы (юристы говорят, что девиз не является официальным символом субъекта федерации). Даже затраты труда чиновников при подготовке конкурса минимальны. Девиз – это нематериальная ценность, которая может быть использована для создания вполне материальных вещей. Ценный приз победителю – да, это расходы, но средства пойдут самому талантливому жителю области.
3. Идеологический и социально-психологический момент. Мы жалуемся на отсутствие у современного государства чётких идейных установок и приоритетов, но в тоже время сопротивляемся любой попытке обозначить их. Если мы говорим «К взлёту готовы!» или «Ульяновск – культурная столица», то мы расставляем приоритеты нашей общей деятельности. Имея озвученные приоритеты, мы можем ругать чиновников, что «слишком долго не взлетаем» и «как плохо убирают снег в культурной столице». А если все молчат, то никаких приоритетов нет, а недовольство выглядит как проявление невроза. Можно сказать, что «все приоритеты давно известны», а «губернатор и министры наговорили уже достаточно и пора приступать к делам». Но, как показывает практика, в нашем обществе присутствуют диаметрально противоположные точки зрения на самые простые вещи. Ввиду этого мы не умеем работать вместе, ни на уровне бизнеса, ни на уровне государства, ни на уровне всего общества или одного подъезда.

Итак, нашему обществу нужно определиться с самыми простыми вещами. Для начала сформулировать мысль, с которой были бы согласны большинство жителей региона, которая бы отражала нашу позицию по поводу своего прошлого, настоящего и будущего, наши цели и идеалы.

Мы можем начертать на нашем знамени «Гордимся прошлым, верим в себя!», а можем написать «Мы – навоз, живём в горшке». В последнем случае винить в выборе приоритетов власть будет бессмысленно, так как, хотя инициатива выбора девиза принадлежит губернатору, механизм выбора находится полностью в руках населения.

Предполагается, что на первом этапе жители региона могут присылать свои варианты девизов для участия в конкурсе. Эти варианты будут рассмотрены экспертами и часть вынесена на всеобщее голосование в Интернете. Зачем нужны эксперты? Чтобы во время голосования не победил «прикольный» вариант, который противоречит целям девиза. Ведь, в этом случае работа экспертов и чиновников и ценный приз, действительно, будут потрачены зря.

Теперь следующий вопрос: «А судьи кто?». Это очень хороший вопрос. Состав экспертного совета пока не утверждён, занимаюсь этим вопросом я, поэтому у всех желающих есть возможность внести свои предложения и кандидатуры. Кто, по вашему мнению, может и должен отбирать девиз для региона? На мой взгляд, это должны быть историки, филологи, специалисты в области геральдики, связей с общественностью, политологи и дизайнеры.

Кого бы вы предложили? Комментарии можете оставлять на «Улпрессе», в моём твиттере, а также присылать на электронную почту prozorov-s-l на mail.ru. Заранее благодарен. Спасибо Дмитрию Ежову за помощь.

Сергей Прозоров