Виктор Мясников
Специалисты НАТО присмотрелись к аэродрому в Ульяновске.
Начальник Генерального штаба РФ генерал армии Николай Макаров в минувший вторник, 14 февраля, опроверг сообщение о скором создании в Ульяновске перевалочного пункта по выводу военных грузов НАТО из Афганистана. По его словам, «пока такого плана нет и запросов не поступало». Однако представители альянса уже посетили Ульяновск и осмотрели аэропорт. В то же время создание натовской перевалочной базы может противоречить решениям последней сессии ОДКБ.

Российские СМИ неоднократно сообщали со ссылкой на источники в МИД РФ, что Москва и НАТО договорились о транзитном вывозе военных грузов из Афганистана в Европу. Планировалось, что грузы будут доставляться транспортными самолетами в один из аэропортов Центральной России, оттуда по железной дороге вывозиться в порты прибалтийских республик – членов НАТО, далее – морем. Сейчас эти планы конкретизировались.

Начальник ульяновской таможни Валерий Герасев сообщил, что аэропорт «Ульяновск-Восточный» рассматривается в качестве одного из вариантов для размещения логистической базы для вывоза грузов из Афганистана. Представители НАТО осмотрели аэропорт, провели консультации с представителями авиатранспортной компании «Волга–Днепр», железнодорожного экспедитора и собственника ветки, идущей от аэропорта к станции Верхняя Терраса. Помимо ульяновского, рассматривались аэропорты в Москве и Казани, но они очень загружены и больше приспособлены для пассажирских перевозок. К тому же через Ульяновск уже несколько лет проходит транзит грузов обеспечивающего (не военного) характера для войск НАТО в Афганистане.

По словам Валерия Герасева, проект распоряжения правительства РФ, касающийся создания логистического центра НАТО, уже готов. Но трудно сказать, когда он будет рассмотрен и подписан.

В минувший вторник, 14 февраля, начальник Генштаба РФ Николай Макаров, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что от НАТО пока не поступало запросов на использование российских аэродромов для вывода контингента войск из Афганистана. Если речь вести именно о перевозке войск – личного состава, людей, то действительно об этом речи не было. Договоренности касаются исключительно грузов, в том числе в виде военной техники. Аэродромы, рассматриваемые в качестве логистических баз, не принадлежат Минобороны. А по поводу гражданских аэродромов нет причин обращаться к военным. Видимо, в таком ключе следует трактовать слова генерала Макарова.

Гораздо труднее согласовать натовскую транзитную базу в России с решениями последней сессии Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) от 20 декабря 2011 года. Лидеры ОДКБ, в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, договорились, что военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ можно размещать лишь с согласия всех участников. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итоги заседания, заявил: «Теперь для того, чтобы разместить военные структуры внерегиональных стран на территории ОДКБ, необходимо будет получить официальное согласие всех его членов».

Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Принятие договоренностей является очень важным для консолидации позиции внутри ОДКБ». Москва больше всех ратовала за право вето на иностранное военное присутствие. Благодаря принятой договоренности теперь можно избавиться от американской авиабазы в аэропорту «Манас» в столице Киргизии. Кроме того, эфемерными становятся планы Пентагона сохранить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе после вывода войск из Афганистана. США предложили Узбекистану и Таджикистану создать сеть учебных центров, чтобы учить местных военных использовать технику НАТО, безвозмездно переданную после вывода из Афганистана. Естественно, что к технике прилагается определенное количество инструкторов и обслуживающего персонала. И учебки в любой момент могут превратиться в базы.

Теперь единогласное решение глав стран – членов ОКБ может обернуться против российских планов. Транзитный пункт – чем не база? Там обязательно будут присутствовать военнослужащие стран НАТО – разгружать самолеты, заправлять и перегонять боевые машины на железнодорожные платформы, оформлять документы и осуществлять мелкий ремонт. Возможно, их там будет две-три смены – десятки человек. Плюс обслуживающий персонал, кухня и гостиница.

И, к примеру, президент Белоруссии Александр Лукашенко, периодически конфликтующий с Москвой, вполне может зажечь красный свет на пути натовского транзита. И взамен потребовать скидок на газ, кредитов или финансирования своих вооруженных сил. Глядя на него, и остальные товарищи по ОДКБ могут затребовать в том или ином виде свою долю от транзитных доходов.

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не видит в данном вопросе каких бы то ни было затруднений. В телефонном разговоре он сообщил, что, во-первых, ему не кажется, что это будет именно военная база, раз она предназначена исключительно для перевалки грузов. А во-вторых, все страны ОДКБ, кроме Армении и Белоруссии, так или иначе участвуют в афганском транзите. «Ни с какой точки зрения не вижу нарушения решений ОДКБ», – отметил Александр Храмчихин.

В таком случае можно ожидать, что к 2014 году, когда начнется вывод войск альянса из Афганистана, в Ульяновск начнет прибывать военная техника, чтобы железной дорогой проследовать дальше в Ригу и Таллин. И каждый авиарейс, предполагается, будет приносить России 6–7 тыс. долл.