Село Вальдиватское Карсунского района не примечательно ничем – российская глубинка. Да только кроме коров и лошадей местный фермер Рашит Абубекиров единственный в Ульяновской области разводит… верблюдов! Корабли пустыни поселились в его загонах восемь лет назад и совершенно не скучают по исторической родине: спокойно переносят суровую русскую зиму, едят ёлки и даже размножаются.

«И 40 градусов выдержат! Только ледяного дождя боятся»

– Ждете нас?

– Не-а, не ждем,- смеётся большой добродушный человек в дубленке. – Чаю хотите?

За окном – минус тридцать, поэтому приветливость хозяина вдвойне приятна. Расставляя кружки, он лукаво смотрит на нас. Знает ведь, зачем мы здесь.

– На верблюдов приехали?

– Ага.

– Ну, пошли!

Мы еле поспеваем за Рашитом. Фермер идет быстро. Холод бодрит. В хозяйстве ни души. Но председатель села Вальдиватское Абубекиров знает, что все при делах. Передовое производство района не терпит простоя.

Показался загон. Рашит сбавил ход.

– Ну, вот они. Красавцы! Давайте, смотрите.

Огромные, покрытые седоватой от инея шерстью «чудовища». Вот это да! Верблюды?! В минус тридцать?!

– А им ничего не будет, – говорит фермер. – Они и сорок выдержат, если что. Только дождя ледяного боятся. А так – всё путем.

Рашит, не отрываясь, смотрит на загон. Он не скрывает, что стоящие в загоне нелепые горбатые существа – его любовь. Лет восемь назад пару молодых бактрианов ему подарил друг из Башкирии. Теперь их уже шесть.

– Этот вон, огромный, с коричневой шерстью – Бура. Он у меня один самец. Дикий. Почти не подпускает. Особенно сейчас. У них гон идет. Злой больно.

А это девчонки. Махонькие еще. Снежана и Сюзанна. В мае появились. Пока от матери не отходят. Молока ждут.

C верблюда только шерсти клок

Рашит подкидывает верблюдам сено. Смотрит, как они жуют.

– В прошлом году ко мне ребята заезжали на Курбан Байрам. Говорят, дай, мол, верблюда. Не-е, я отказался. Жалко колоть такую дивность. Я их люблю. Хотя, конечно, и можно было получить за них хорошие деньги. Они ведь, верблюды, тяжело родятся. Полтора года тока мать их носит. И то не знаешь, нормально будет или нет…

– Рашит, а зачем вам верблюды? Это бизнес хороший?

– Да какой бизнес?! Одни убытки. Это моя мечта детская. Верблюды. Вот, считай, осуществил. А так шерсть зимой обрезаем с них. Подушки набиваем. «Полштуки» за изделие. Вот и вся радость. Молоко еще пробовали доить, да спроса нет – слишком густое. Оставили эту затею пока. А если вы о разведении, то об этом рано пока.

Едят ёлки

– Рашит, а верблюдов-то вы чем кормите?

– Да чем и всех. Овсом, сеном. Барду привозим. Ну, ёлки даём погрызть. Они их любят.

Про ёлки Рашит не соврал. Собирает с мужиками брошенные после праздников сосенки и отдает двугорбым. И не страшен авитаминоз.

Много чего еще рассказал веселый фермер. И то, что в области больше нет верблюдов. И то, что об экзотике мечтал еще мальчишкой. И как рыбу хочет разводить необычную… Много чего. Про себя только не рассказал. Скромный. Чего уж тут.

Текст и фото – Сергей Пузиков