Желание заглянуть в это учебное заведение возникло у меня минувшим летом. Я ехал порыбачить на волжский залив. Возле Чердаклов меня «тормознули» два паренька:
Подбросите?
По дороге разговорились. Оказалось, ребята несколько лет воспитывались в детском доме, в поселке Майна.
А теперь куда?
Тоже в Майну. Только в Старую. Мы в технологическом техникуме учимся… Домой едем.
Вот это слово – «домой» – и побудило меня отправиться в Старую Майну. Хотелось понять, почему дети, не знавшие защитной притягательности родного гнезда называют место своего нового проживания «домом». Пусть не «родным», не «отчим» – но все же домом.
Краткая справка.
Год рождения учебного заведения – 1980-ой. Тогда сельское профтехучилище стало готовить трактористов и водителей. Постепенно расширяя свой «образовательный горизонт», доросло до уважительного имени «Технологический техникум», в котором ныне и пребывает.
Бессменный, с 1989 года, директор техникума Владимир Ильин знакомил меня с «материально-технической базой» заведения. Учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, спортивный зал, столовая, общежитие, компьютерные классы – тут есть все, что необходимо. Специальности и рабочие профессии, по которым готовит техникум, весьма разнообразны — от «Экономики и бухучета» до подготовки механизаторов, продавцов, поваров, сварщиков, кондитеров и кассиров.
Но меня интересовал не только «учебный процесс». Когда я узнал, что в учебном заведении каждый пятый студент — бывший детдомовец, испытавший тяжкое бремя сиротства, безотцовщины, бесприютства, (а их в техникуме шестьдесят два человека), мне очень захотелось понять во первых, почему именно сюда они стремятся? А во вторых: как живут эти обездоленные судьбой ребята и девчата — и почему старомайнский техникум в самом прямом смысле этого слова стал для них домом повторюсь, почти родным…
По мере вникания в жизнь и атмосферу учебного заведения, кое что прояснялось. Почему ребята прибыли именно сюда ? Причины и поводы разные. Скажем, часть подростков определились с местом проживания и обучения потому, что в поселке имеются их родственники. Другие — потому , что в техникуме уже учились брат или сестра… А третьи тянулись сюда по мере взросления услышав от сверстников, что в Старой Майне «клево»…
То бишь ( не сленге подростков) – хорошо.
– Да, у нас на самом деле неплохо. Живут вчерашние детдомовцы в общежитии техникума под присмотром воспитателей; летом отдыхают в разных лагерях. Случаются поездки даже в Анапу, — рассказывает заместитель директора Галина Ширманова. – Дети питаются в столовой. А в общежитии сами готовят. Там есть и холодильники, и плиты. Сами себе одежду-обувь покупают (конечно, не без совета старших). Мы за ними доброжелательно присматриваем.
При разговорах с детьми было заметно: они явно взрослее своих «благополучных» сверстников: трезво оценивают жизненные ситуации, ясно видят свой завтрашний день, практично подходят к реалиям бытия…
Я поинтересовался у семнадцатилетнего будущего сварщика Дмитрия: какими он видит свои первые шаги после окончания учебы? Ответ был абсолютно продуманным:
Сначала решу главную проблему — с жильем. У меня будет сертификат, куплю комнату. А работа сварщиков всегда есть.
Общаясь с молодым народцем (фамилии и имена нет смысла приводить) я к своему изумлению не заметил в детях той внутренней скованности, той обретенной в безродительском детстве затаенной обиды на взрослых, которую доводилось мне примечать ранее в других местах. Чувствовалась естественность в обращении со взрослыми; явно ощущалось подростковое достоинство, не ущемленное неумными наставниками; взаимное благорасположение воспитанников и воспитателей. Вот такая атмосфера и показалась мне главным достижением педагогов старомайнского техникума…
Ну, а теперь об ином. Понятно, что государство наше не весьма сильно озабочено помощью и поддержкой тех юных граждан, которые ежегодно из множества (увы!) детских приютов выходят во взрослую жизнь. Этот «переходный период», пожалуй, самый сложный в судьбе молодого человека, еще не обретшего ясного понимания реалий бытия. Так называемое «постинтернатское сопровождение» пока еще – лишь «декларации о намерениях». А отнюдь не реальное сочувствие и соучастие молодым людям на переходе из приютского существования во взрослое бытие. В жизни часто предоставленный сам себе подросток быстренько попадает в так называемую «асоциальную среду» – и вся жизнь пошла кувырком… А даже самые благие декларации взрослых о «неустанной помощи обделенным детям» часто остаются лишь произнесенными речами, так и не становясь практическими делами. Вспомним хотя бы весьма плохо исполняемый закон о предоставлении жилья выпускникам детских домов…Теоретически закон обязывает предоставлять добротное жилье всем бывшим детдомовцам — а в реальности его и получает -то всего лишь пять-десять человек из ста. Да и пытаются клерки разного уровня «вселить» обездоленных детей в разные развалюхи.
Или мыкаются подростки-детдомовцы годами…
В Старой Майне им, можно сказать, повезло. Тут и наставники всегда рядом, и власть от их нужд не открещивается, и предприниматели местные чем могут помогают: «Бизнесмен Лаковский, скажем, молоком детей снабжает бесплатно, – повествуют в техникуме. – На летний отдых берет…».
Ну и так далее.
А главным радетелем о детях, лишенных родительской заботы и соучастия, здесь называют своего депутата в Законодательном собрании области Бориса Зотова. Это с его подсказки и с его помощью стали прибывать, укореняться и в техникуме, и в самой Старой Майне подростки из разных детдомов области. И сегодняшний учебный корпус, и компьютерный класс и еще много чего обрел техникум не без усилий Бориса Зотова… Эта забота со стороны депутата и спикера областного парламента постоянна и разнообразна.
– Вот, скажем, нам очень нужен автобус:детишек возить – в городские музеи, театр, на медицинские осмотры, – сетует директор техникума. – Конечно, «насели» мы на своего депутата. Думаю, поможет…
Слов признательности в адрес своего опекуна у сотрудников техникума хватало. Мне же думалось: вот если бы каждый из нас в нашей громадной и еще не весьма устроенной стране часть своих усилий посвящал бы не высокопарной трескотне, не тщению о собственной значимости или известности — а изо дня в день озабочен был бы конкретным улучшением реальной действительности — может, дела наши шли бы лучше? Может стали бы уютнее наши города, чище реки, светлее улицы, улыбчивее люди?
И уж, без сомнения, стали бы светлее лица и глаза тех, кому довелось на заре своей жизни столкнуться со «свинцовыми мерзостями жизни», как говаривал Максим Горький…

Жан Миндубаев