Коренной ульяновец, выходец из семьи военного 31-летний Кирилл Иванов много лет совмещает частную юридическую практику и преподавание айкидо, в 2010 году открыл в Ульяновске школу, в которой сейчас этим видом боевого искусства занимается 60-80 учеников всех возрастов – от дошкольников до пенсионеров. Ученики и инструкторы регулярно посещают региональные и всероссийские семинары, сам руководитель дважды ездил на стажировку в Японию во Всемирный центр айкидо. В прошлом году Кирилл Иванов стал победителем регионального конкурса «Лучший предприниматель в области спорта». Как удается совмещать разные виды деятельности? Что привлекает людей в восточные единоборства в целом и в айкидо в частности? Разговор получился об этом и о многом другом.

Л.Ч. Кирилл, кто Вы больше юрист или айкидоист? Или, если по-японски, айкидока.

К.И. Сейчас, наверное, в моей жизни больше айкидо, чем юриспруденции, хотя раньше было наоборот. А вообще, я начал заниматься единоборствами еще до того, как стал юристом. Еще в школе было каратэ, потом рукопашный бой, в университете ушу, кикбоксинг, и вот, наконец, где-то это был уже пятый курс университета, я познакомился с айкидо, и уже лет десять им занимаюсь.

Л.Ч. Почему выбор остановился именно на айкидо?

К.И. По сравнению с другими единоборствами оно всегда было более таинственное, притягательное. На самом деле я с самого начала хотел заниматься айкидо, потому что когда-то в детстве увидел по телевизору – то ли фильм, то ли что-то еще – отложилось в памяти. Но поскольку в Ульяновске его не было, то я занимался тем, что было.

Л.Ч. А как пришел к тому, что появилась своя школа?

К.И. Сначала занимался для себя, с 2004 года начал вести тренировки. Мы арендовали залы в различных спорткомплексах, по времени, по часам. Затем пришли к мысли, что хорошо бы иметь свой собственный зал, где можно тренироваться в любое время, когда хочется. Поэтому сделали Школу айкидо. Нашли зал на улице Орлова, который подходит более-менее под наши требования, написали проект, получили правительственный грант Ульяновской области 300 тысяч рублей на открытие своего дела по программе поддержки предпринимательства. Несмотря на то, что в основном все спортивные клубы и секции – это некоммерческие организации, мы решили попробовать воспользоваться таким грантом и выиграли.

Л.Ч. Грант помог как старт-ап?

К.И. Да, мы купили татами, сделали ремонт. Примерно 50% были деньги гранта и еще столько же своих средств.

Л.Ч. В Ульяновске раньше не было айкидо, а теперь несколько направлений…

К.И. Насколько мне известно, у нас направление одно, но клубов несколько. В любом виде боевых искусств есть разные направления. В каратэ, например, Годзю-рю, Синто-рю, Киокушинкай и так далее – в зависимости от того, кто стоит у истоков. В айкидо то же самое. Есть классический стиль Айкикай, который основал Морихэй Уесиба, и который развивается сейчас Всемирным центром айкидо во главе с его внуком Моритэру Уесибой. И есть различные стили, которые в свое время отпочковались от основного направления. Ну, например, айкидо Томики рю или айкидо Ёшинкан. Всего в айкидо более 30 самостоятельных направлений. В Ульяновске же есть только айкидо Айкикай. У нас существует три-четыре клуба, каждый имеет кураторов в Москве либо в Санкт-Петербурге и за рубежом – в Японии или Европе. Наша школа является филиалом московской организации Оосинкан, которая в свою очередь работает под эгидой Хомбу-додзё в Токио (додзё – зал для занятий боевым искусством, Хомбу-додзё – главный зал).

Л.Ч. У каждого клуба свой стиль?

К.И. Стили различаются, прежде всего, по тому, кто у них основной сенсэй. В Оосинкан – это главный тренер Национального совета айкидо России Александр Качан (5 дан). Если вспомнить историю, в России айкидо появилось в 80-х годах. Группа энтузиастов при МГУ начала им заниматься: Качан, Матвеев, Авербах, Карпова, Дьяков, Огнян. В Питере в это же время сформировалась своя школа. Сейчас у всех этих людей пятые даны (у самого Кирилла 3 дан, на сегодня это максимальный уровень для Ульяновска). Сначала они были вместе, а когда дошли до определенного уровня, разошлись и основали свои клубы. Одни клубы поддерживает Всемирный центр айкидо в Японии, другие Айкикай Франции. Есть также Айкикай Италии и прочие. Я считаю, что нам повезло, что мы связаны непосредственно со Всемирным центром, с первоисточником. Наш куратор – японец Курибаяси Таканори (7 дан), инструктор, сихан (высшая инструкторская степень) Всемирного центра айкидо.

Л.Ч. Вы были в Японии, занимались в Хомбу-додзё. Часто ли получается отправиться в Токио?

К.И. Был дважды – в 2009 и 2010 годах. В 2011 году не получилось из-за землетрясения в Японии. Стараюсь выезжать туда регулярно, чтобы потренироваться именно во Всемирном центре айкидо под руководством того же Моритэру Уесиба. У него очень интересные тренировки проходят. Это действительно айкидо изначальное, основанное Морихэем Уесиба в начале 20 века. И вообще интересно побывать в Хомбу-додзё, в самом главном зале мира, посмотреть на дедушек 70-летних. В Хомбу-додзё у каждого сенсэя свое понимание айкидо, свой образ движений. Но, несмотря на индивидуальность стиля, все сенсэи знают кихон (базу). У них есть стержень – это Моритэру, внук основателя. Его задача – сохранять базу классического айкидо.

Л.Ч. Какая атмосфера в Хомбу?

К.И. Дружелюбная, все друг к другу очень доброжелательно относятся. И в то же время там строго соблюдаются требования этикета – поклоны и все остальное. Стоит полная тишина. Там приятно находиться. Хотя зал небольшой, и много народу на тренировках. Мы не привыкли в таких условиях заниматься. У нас, можно сказать, в три, в четыре раза больше свободного места, чем у них. Они занимаются в очень тесных залах, но, в то же время, всем хватает места.

Л.Ч. Странно, что во Всемирном центре айкидо мало места…

К.И. В Японии вообще большая проблема с пространством, поэтому у них маленькие квартиры. Иметь большие залы накладно. Тем более это Синдзюку – центр Токио, один из самых дорогих районов.

Л.Ч. В Ульяновске разработана программа «Здоровый город». А столица Японии – это здоровый город?

К.И. Наверное, да, потому что там не встречается так много людей с вредными привычками. Курить в Токио в общественных местах запрещено. Для тех, кто любит покурить, есть специально отведенные «загончики», где они стоят, прижавшись друг к дружке, и курят. По их виду заметно, что им стыдно за свои низменные привычки. Японцы достаточно долго живут, у них продолжительность жизни выше, чем у нас. Может быть, это здоровый образ жизни, может быть, питание, морепродукты. С другой стороны, у многих японцев не хватает времени на занятия спортом, потому что у них с утра до ночи работа и карьера. Они очень рано уходят из дома, поздно возвращаются, практически нет выходных. Тем же айкидо занимаются в основном либо профессионалы, либо студенты и пенсионеры. Людей среднего возраста обычно в зале не встретишь, им некогда заниматься. Поэтому на улицах Токио много народу можно увидеть только поздно вечером – часов в 10, когда все возвращаются домой. А больше всего в субботу, когда все в Токио гуляют, пьют. В плане выпить японцы, наверное, на втором месте после русских.

Л.Ч. Сакэ пьют?

К.И. Да, да… Но в то же время это общее гулянье, пьянство не приводит к тому, что в городе становится неуютно. В Токио было ощущение – гуляешь по незнакомому району и чувствуешь себя абсолютно спокойно, как дома. Хотя знаешь, что ты, может, заблудился, уже не туда идешь. Но там остановишься, задумавшись, и к тебе сразу подойдут – вам помочь?

Л.Ч. У многих людей понятие о восточных боевых искусствах складывается по фильмам. В чем разница между фильмом и тем, что есть на самом деле?

К.И. Вообще, я сам начал заниматься именно благодаря фильмам, потому что в фильмах показывается идеальный образ боевого искусства, где молодой человек, которого все обижали, вдруг обретает мастера, за достаточно короткое время получает определенные навыки и становится победителем. Самое главное отличие от жизни то, что в жизни всё гораздо дольше. То есть то, на что в фильме уходит 10-20 минут, ну, или если брать условное время, один год, то в реальности это десять и более лет. Многие приходят, насмотревшись фильмов, и ожидают, что после двух недель занятий они станут такими же, как Стивен Сигал.

Л.Ч. Александр Качан говорит своим ученикам: «В айкидо всего пять движений: два руками и три ногами»…

К.И. Но эти пять движений нужно всю жизнь отрабатывать, довести их до идеала. Это долго.

Л.Ч. Кроме техник ведь еще и страховки надо выучить. Сколько лет нужно, чтобы научиться делать маэ укеми (страховка в виде переката вперед)?

К.И. Можно научиться за один день. Физически. Проблема большинства тех падений, что мы делаем, психологическая. То есть это страшно. В принципе если убрать полностью страх, закрыть глаза, то можно научиться делать за день. Но как раз чтобы преодолеть страх, нужно несколько месяцев. Хотя есть люди, которые не подвержены страху или они с ним справляются, у них может начать получаться сразу. Это как на стуле упасть назад. На самом деле, сидя на стуле, упасть назад – ничего страшного. А все боятся этого падения. Я прочитал про этот стул, по-моему, у Виктора Суворова в «Аквариуме», попробовал, и не страшно было. Вернее, страшно, но не больно.

К.И. Обычно меня все спрашивают, что дает айкидо в повседневной жизни, насколько оно эффективно.

Л.Ч. Наверное, этот вопрос Вам надоел, но я, конечно, его тоже хотела задать. Действует ли техника айкидо в реальной драке?

К.И. В свое время, когда я начинал заниматься, к нам приехал мастер айкидо из Йошкар-Олы Чуфистов Александр Викторович. И он сказал фразу, которую я тогда не совсем понял: «Чем дольше вы занимаетесь айкидо, тем меньше вероятность, что вам придется его реально применять». Это, говорит, парадокс, но это так. Если у вас после продолжительных занятий возникла ситуация в жизни, что вам надо применить айкидо – в драке или еще где-то – значит, вы либо не тем, либо не так занимались. Айкидо, видимо, как-то перестраивает сознание, и негативные моменты начинают пропадать из жизни человека. Сколько я уже занимаюсь айкидо, мне не удалось попасть в ситуацию, когда бы мне пришлось его применять. Может быть, это вследствие того, что я спокоен за себя. Когда человек боится, то чаще всего подобные мысли такую ситуацию притягивают. Ведь люди, которые промышляют на улице, они отбирают свою жертву.

Л.Ч. В своих «Записках айкидоки» Вы как-то написали, что Вам безразлично, эффективно айкидо или нет, Вы просто его практикуете, потому что любите его «за его красоту, за грацию и пластику, которые оно позволяет развивать, за ощущения полного контроля над собственным телом, за позитивный метод мышления и успешность во всех делах».

К.И. Одним из критериев в айкидо считается красота движений. Если прием получился, ты кого-то скрутил, но это получилось некрасиво, то я считаю, что это недостаточно хорошее движение. Оно должно быть еще и эстетичным. Тогда это айкидо. У Курибаяси-сенсэя есть еще один дополнительный критерий. Он говорит, что вашему партнеру должно быть не только не больно, но удобно и приятно. Он должен ощущать, как будто он сам это делает. Когда Курибаяси-сенсэй бросает, вылетают ноги, ты падаешь, но все это происходит очень мягко, с ощущением полета, как будто с горки прокатился. Вот это как раз уровень. А не то, что кого-то поломал, сломал…

Л.Ч. Где-то было написано, что в айкидо есть закон «применение неприменения». Получается, что в повседневной жизни айкидо не пригождается?

К.И. Польза сводится к чему-то другому. К повышенной реакции, например. Сидя за столом, можно уронить чашку, поймать ее и поставить обратно.

По идее, конечно, лучше перестать ронять вещи, но пока почему-то не получается. Говорят, что айкидо приводит к тому, что люди становятся спокойнее, менее нервно реагируют на какие-то жизненные ситуации. Возможно, так и есть. Пожалуй, я сейчас стал более спокойным, чем раньше.

Л.Ч. О том, как можно использовать в жизни принципы айкидо написал Митсуги Саотомэ (ученик основателя айкидо Морихэя Уесибы, автор книг об айкидо). Например, что ирими (одно из движений в айкидо) – это бесстрашный вход в зону противника. В жизни бывает, что этот «вход» часто пропускаешь, боишься шагнуть навстречу чему-то важному, а потом уже поздно.

К.И. В айкидо есть понятие тайминга. Действие выполняется ровно тогда, когда оно требуется. Чуть запоздаешь, оно становится уже бессмысленным.

Л.Ч. И надо ждать следующего раза…

К.И. Или его специально создать, этот следующий раз. Хотя есть другое правило – всё, что ни делается, всё к лучшему. Поэтому если ты не сделал это действие, значит, ожидает более выгодный вариант. Я стараюсь этого придерживаться и по прошествии лет оцениваю то, о чем жалел раньше, что упустил какую-то возможность, и вижу – хорошо, что упустил, потому что потом оказалось, что есть более удачный путь.

Л.Ч. Но, наверное, привычка все время ждать более удачного пути – тоже не такая уж полезная?

К.И. Есть восточная пословица: «Если долго сидеть на берегу и ничего не делать, то можно увидеть, как по воде проплывает труп твоего врага». Вроде как неприятности сами пройдут. Когда я работал на госслужбе (это было начало юридической деятельности), на столе всегда лежала огромная пачка документов. Они вроде бы срочные, неотложные, но было ощущение, что если их не трогать, то, может быть, необходимость в этих документах отпадет. Так и получалось. У меня даже для таких бумаг была папочка отдельная. Поэтому мне в принципе удавалось успевать много. Если на госслужбе браться за все подряд, то не успеешь в любом случае. Надо очень тонко чувствовать, чем стоит заниматься, а чем нет, даже если это очень срочное. Важное главнее срочного.

Л.Ч. Ваши дети занимаются айкидо?

К.И. Младшему – Глебу – пока только полтора года. Старший сын Матвей занимается. Ему сейчас семь лет, у него 10-ый кю (в айкидо степень подготовки оценивается от 10 до 1 кю, а затем от 1до 10 дана). Его часто приходится заставлять идти на тренировку, потому что для большинства детей сейчас гораздо интереснее компьютер, телевизор и все остальное. Редко встретишь детей, которые действительно сами желают заниматься.

Л.Ч. А что детям дает айкидо? Им интересно? Ведь в нем много однообразных движений.

К.И. Детская программа более упрощенная, чуть более игровая. Различные упражнения в игровой форме, с элементами соревновательности. Они любят побегать, попрыгать. Если это все направить в правильное русло, то в принципе двигательная активность им интересна. Конечно, для серьезных занятий айкидо подходит больше для 18 лет и старше, когда человек становится совершеннолетним. Там есть моменты, которые действительно нужно осмысливать, не просто движения механически повторять. Но если с детства заложить основу, то в зрелом возрасте им будет легче заниматься.

Л.Ч. На будущее работают?

К.И. В-общем, да. Но сейчас они работают на то, чтобы как раз выплеснуть свою гиперактивность, немного набрать физической формы. Плюс приучаются к дисциплине. Начиная с того, что мы заставляем правильно поставить тапочки перед татами, зайти на татами и выполнить поклон. Таков японский этикет, ритуал.

Л.Ч. У Вас есть свидетельство о том, что Вы изучили японский этикет. Это так?

К.И.
Нет, это свидетельство о том, что я проходил курс инструкторов айкидо в 2004 году в Российском государственном университете физической культуры и спорта в Москве.

Я писал диплом на тему: «Этикет и ритуал в айкидо как неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса». Старался написать о том, что если убрать ритуалы, свести все к западному уровню, то айкидо как боевое искусство много теряет, сводится к фитнесу. Потому что айкидо включает в себя не только физическое, но и психическое развитие. Этикет и ритуалы помогают правильно настроиться, чтобы айкидо не стало фитнесом или просто спортом. Ритуалы нельзя исключать из этого процесса. Они формируют правильное умонастроение для занятий. Потому что боевое искусство – это определенные приемы, техники, которые могут нанести человеку травму. Когда мы выполняем эти приемы, мы должны находиться в состоянии осознанности, чтобы не травмировать партнера.

Л.Ч. Мы говорим о японской культуре и восточных боевых искусствах, но сейчас активно идет процесс возрождения национальных видов спорта – русский рукопашный бой, буза, кулачные бои, татарская национальная борьба и так далее. И некоторые считают, что восточные единоборства – это экспансия чужой культуры в Россию.

К.И. Если продолжать эту точку зрения, то надо запретить на территории России такие виды спорта, как футбол, зарожденный в Англии, хоккей – канадский вид спорта, баскетбол – американский вид спорта. Лыжи, биатлон, бокс, греко-римская борьба и прочие. Шахматы. Кроме этого нам ни в коем случае нельзя ездить на японских машинах.

Л.Ч. И играть только в лапту…

К.И. Кто знает у нас правила игры в лапту? Наверное, мало таких людей. Если идти по этому пути, то, к сожалению, очень много не останется, в том числе, хороших вещей. К тому же я очень сильно сомневаюсь, что те, кто пропагандирует русский бой, действительно нашли и откопали эти корни где-то в глубине веков. Если в японское общество характеризуется традиционностью и передачей внутри кланов накопленного веками опыта во всех сферах, то в России, в Советском Союзе традиционность была утеряна. Поэтому большинство тех, кто говорит, что они нашли эти корни, чаще всего их придумывают или создают сами, в том числе, заимствуя те же японские виды.

Поэтому я считаю, что если что-то действительно хорошее, то нужно это брать и использовать. В итоге-то все равно все мы люди и живем на одном шарике. Надо брать лучшее, что есть в мире. Если человек занимается видом спорта, который не родной для его страны, это не значит, что он не патриот. Все играют в хоккей, и когда наша сборная по хоккею выигрывает, то мы испытываем патриотические чувства, несмотря на то, что хоккей не наш вид спорта. И я сомневаюсь, что мы испытаем такие же чувства, если победит наша сборная по лапте. Наоборот, вызывает гордость, что мы в «чужом» виде спорта достигаем успехов. Сейчас по ушу наши ребята лучше, чем китайцы, в тхэквондо лучше, чем корейцы, в дзюдо лучше, чем японцы. Разве это плохо, что мы в чужом виде достигаем высот и превосходим основателей этого вида? Если мы когда-то будем играть в футбол лучше, чем Англия, это ж хорошо…

Л.Ч. Только когда это будет?..

К.И. Поэтому футбол я бы, наверное, все-таки запретил. Не получается у нас.

Если говорить о «наших» и «не наших» видах спорта, то могу рассказать случай. Однажды мы были на курсах инструкторов в Москве и как-то шли человек десять в хакамах (черные широкие штаны у айкидоистов), такие все из себя самураи. А навстречу группа японцев – в бейсболках и с битами. То есть они бейсболисты, американским видом спорта занимаются, а мы японским. И мы мимо идем и друг на друга смотрим. Как раз переплетение различных культур – американизированные японцы и японизированные русские.

Л.Ч. Что-нибудь еще преподаете, кроме айкидо?

К.И.
Есть еще занятия с оружием, но стараюсь не углубляться, иначе меня не хватит. И там, и там – будет по чуть-чуть. У Качана-сенсэя есть еще 4 дан каратэ, но он говорит, что в свое время пришлось делать выбор. Сейчас он каратэ занимается иногда как хобби. Хотя он судья международной квалификации по каратэ, в Японии соревнования судил. Но пришлось делать выбор: айкидо или каратэ. Двумя видами заниматься одновременно серьезно нельзя.

Л.Ч. В чем состоит Ваша вторая работа, которая связана с юридической деятельностью?

К.И. У меня несколько организаций на юридическом обслуживании – представительство банка, ряд других. Свободный график. Я сам выбираю время, когда с ними встретиться, подбираю документы. Когда-то это была вершина цели, я не хотел быть наемным работником, хотел быть самостоятельным, чтобы ко мне обращались другие фирмы. Можно сказать, что к этому я и пришел. Но сейчас у меня наступил период, когда надо уменьшать область юриспруденции, потому что она начинает с айкидо конфликтовать. Требуется время и туда, и туда. Хочется больше что-то сделать для Школы айкидо, для развития, но некогда этим заниматься, потому что отвлекает повседневная юридическая деятельность.

Л.Ч. Как семья воспринимает все, что связано с айкидо?

К.И. С тех пор как айкидо перешло в разряд работы, стало восприниматься лучше. У нас в России есть такой человек – Тагиров Владимир Тагирович, пятый дан. В Петербурге преподает айкидо. У него есть интересная статья по поводу того, что право заниматься айкидо нужно завоевать. У друзей, которые вечером звонят: «Пойдем куда-нибудь посидим, выпьем». У работы, которая пытается тебя завалить. У семьи, которая говорит: «Ну, может, хватит уже». Один наш ученик жалуется, что каждый раз с боем идет на тренировку, потому что жена прячет кимоно, готовит какой-нибудь вкусный-превкусный ужин. Мне сейчас проще, хотя в первое время были сложности… Особенно когда произошел переход от трехразовых занятий в неделю к более плотному графику. Сейчас хожу в додзё по несколько раз в день. Если твердо стоять на своем, то люди просто привыкают. Друзья привыкают, что у тебя вечером тренировка. На работе знают, что у тебя тренировка, и тебе все равно. Если всем дать понять, что у тебя в любом случае будет тренировка в это время, а все остальное неважно, то вроде как они со своими вопросами начинают справляться сами.

Л.Ч. А бывает чувство, что уперся в потолок и неизвестно, как его пробить, чтобы дальше идти?

К.И. Не то, что в потолок уперся, а бывает, чувствуешь, что у тебя хуже техника стала. Такое ощущение обычно предшествует тому, что потом начинает получаться лучше. Для того, чтобы сделать технику на новом уровне, ее сначала надо разучиться делать. Рост идет не линейно. Шаг вниз – два вверх. А потолка не может быть, потому что всегда есть на кого равняться – на Качана-сенсэя, на Курибаяси-сенсэя. Видишь уровень, до которого можно расти, небо видно над головой, но не всегда получается вверх, иногда ниже. Это зависит от всего – от физических параметров, иногда бывает – заболеешь или еще что-нибудь.

Л.Ч. Ваш образ жизни можно назвать здоровым?

К.И.
Не всегда получается. На одном из семинаров я повредил крестообразную связку на ноге, она очень долго восстанавливается. По хорошему она лечится только полным покоем. Если не заниматься айкидо несколько месяцев, то она, наверное, вылечится. Но этой возможности нет.

Л.Ч. Иногда складывается впечатление, что по большому счету каждый человек выбирает не между здоровьем и болезнью, а между разными видами рисков. Либо он рискует, занимаясь спортом, получить травму, либо, не занимаясь им, получить иные проблемы.

К.И. Все относительно. Если не заниматься спортом, то я с точки зрения врачей здоровый человек. В повседневной жизни эта травма не доставляет неудобства, только когда делаешь упражнения. Есть раздел «спортивная медицина», там к спортсменам совсем другие критерии предъявляются. С точки зрения обычного человека, мы очень здоровые. Это мы на татами выясняем, что у нас в организме происходит. Когда переходим определенный предел нагрузок, оказывается, что у нас что-то болит. У других людей ничего не болит, потому что они не доходят до этого предела. На самом деле, если они это попробуют, то может вообще развалятся. Был один профессор, он писал одной рукой на доске, а после медосмотра оказалось, что он другую руку поднять выше плеча вообще не может. А он просто не использовал ее в жизни, никогда ее не поднимал, и поэтому он об этом даже не знал.

Л.Ч. Ульяновск – айкидошный город? В том смысле, что у нас сильные айкидоки?

К.И. У нас довольно поздно начало развиваться айкидо. Если взять Самару, Йошкар-Олу, Казань, Нижний Новгород, то там оно больше развито. Есть люди с 4 и 5 даном, у нас максимальный уровень – третий дан.

Л.Ч. Кого Вы считаете своими учителями в айкидо?

К.И. В Ульяновске я благодарен Александру Родионовскому, что мы с ним встретились, и я получил возможность заниматься айкидо. Один из первых моих учителей – Александр Чуфистов, который приезжал в Ульяновск из Йошкар-Олы и проводил семинары. Также Качан-сенсэй. Сейчас еще к ним присоединился Курибаяси-сенсэй. Когда я достиг определенного уровня, я стал ездить на его семинары, где-то со второго кю.

Л.Ч. Значит, основное обучение проходило не в Ульяновске, а на семинарах?

К.И. Да, потому что когда мы – несколько человек – начинали, у нас не было руководителя с достаточно высоким уровнем. У Саши Родионовского был стаж занятий меньше года, он просто молодец, что создал группу, начал что-то вести в силу своего понимания. Часто ездил на семинары, и мы с ним ездили. Не варились в собственном соку. Я не думаю, что человек, пусть даже гений, сам может что-то генерировать и развивать как айкидо. Может, он так и будет делать, но я сомневаюсь, что это будет айкидо. Потому что айкидо – это в первую очередь то, как преподают во Всемирном центре айкидо. Там 20 человек с 6, 7, 8 данами и Моритэру Уесиба во главе. Как профессора в университете.

Л.Ч. Думаю, что нынешним любителям айкидо в Ульяновске повезло в том, что они могу прийти в хорошее додзё, где инструкторы имеют достаточно высокий уровень.

К.И.
Да, у нас ничего этого не было, мы ездили на семинары, арендовали зал на час. Занимались сами, как понимали. А как мы понимали? Я как вспомню, на пятом кю что мы там понимали. Что-то делаем, потом съездим на семинар, приезжаем, говорим тем, кто не ездил: «Вы делали так? Забудьте всё, там на самом деле вот так». Через полгода опять съездим – опять всё не так. Постоянно всё было не так. Сейчас это тоже присутствует, потому что айкидо не стоит на месте. Прежде всего, чему айкидо учит – это научиться учиться. А очень многие даже приезжают на семинары и продолжают делать, как они умеют. Задача на семинаре – отбросить стереотипы, старые движения и попробовать сделать по-новому.

Л.Ч. Есть время на театр, концерты, книги?

К.И. Читаю по ночам, помогает электронная книга. Если раньше любил художественную литературу, то сейчас в основном профильные книги, связанные с организацией бизнеса, с единоборствами. Из художественной есть несколько любимых авторов – Генри Олди, Вячеслав Рыбаков. Когда-то нравился ранний Сергей Лукьяненко.

Л.Ч. Кроме ведения занятий в Вашей Школе айкидо, есть еще какая-нибудь физическая активность? Утренняя зарядка, бассейн?

К.И. Раньше в тренажерный зал ходил, но сейчас я эти взгляды пересмотрел, поскольку для айкидо нужны несколько другие мышцы, более эластичные. Тренажеры их забивают, укорачивают. Поэтому я делаю комплекс физический, но без использования утягощения.

Л.Ч. Летом в Ульяновске пройдет Всероссийский фестиваль айкидо, Ваша школа является одним из организаторов…

К.И. По сути у нас будет два мероприятия в одном. В конце июня пройдет Всероссийский учебно-тренировочный сбор под руководством японского сенсэя Курибаяси Таканори. На сбор приедет около 200 человек со всей России. Это мероприятие включено в календарь Минспорта России и в календарный план Национального совета айкидо России. Сейчас мы пытаемся договориться через спорткомитет с педуниверситетом насчет зала. В последний день семинара пройдет фестиваль. На нем будут показательные выступления, Курибаяси-сенсэй и японская делегация тоже будут выступать.

Л.Ч. Насколько это будет доступно для ульяновцев?

К.И. На семинар будут квоты. Но можно будет посмотреть тренировки в качестве зрителей и, конечно, увидеть показательные выступления. Это для всех желающих, кто хочет посмотреть, что такое айкидо.

Л.Ч. Будут показывать именно классическое айкидо?

К.И.
Да, они будут демонстрировать техники. Также будут экзамены на черные пояса, то есть от первого дана и выше.

Л.Ч. Экзамены тоже можно будет посмотреть?

К.И. Да, но экзамен нельзя смотреть со зрительских мест. Можно только сидя в зале, и это означает готовность к тому, что могут вызвать ассистировать. Такие правила. Если вы присутствуете на экзамене, то как один из участников.

Беседовала Любовь Чиликова