В последнее время в ульяновской блогосфере появилась информация о сомнительного свойства успехах в работе регионального департамента поддержки предпринимательства и его подведомственных структур.

Веское слово сказала и прокуратура области: «Фонд развития предпринимательства Ульяновской области» раздавал займы организациям, в которых учредителями и директорами числились прямые родственники руководителей Фонда.

Считаю, что выявленные факты свидетельствуют о том, что пора что-то срочно предпринимать. Такая «пещерная» коррупция на ниве поддержки предпринимательства и распределения бюджетных средств бросает огромную тень на руководство региона.

Судя по репортажам со вчерашнего аппаратного совещания – именно так же думает и губернатор. Более того: многие предложения здесь фактически совпадают с его мыслями, например о необходимости публичного обсуждения проблем регионального бизнеса в сети.

Потому что именно с информационной закрытостью и непубличностью работы структур принимающих решения о финансовой поддержке малых форм предпринимательства связаны все негативные процессы, которые вскрыла прокуратура. Их работа закрыта для общественного контроля и экспертной оценки самого бизнеса. Критерии, по которым принимаются решения о поддержке того или иного бизнес-проекта непонятны, нет оцени эффективности работы – какой реальную выгоду региональному и городскому бюджету принесли предприниматели, получившие грант? Что они производят? Какие рабочие места создают?

Вопросов больше, чем ответов. Не сомневаюсь, что со стороны чиновников конечно же делаются попытки «сделать завесу», формально отчитаться о своей работе. Но делается это тайно, скрытно, более для галочки.

Чтобы не вдаваться в голый критицизм, предлагаю ряд конкретных мер по исправлению ситуации:

1. Провести среди предпринимательского сообщества региона выборы новой кандидатуры уполномоченного по защите прав предпринимателей. Премьер-министр В.В. Путин недавно выступил с инициативой серьезного укрепления данного института на федеральном уровне. Уполномоченный будет не просто «ряженным» на чужом празднике, но будет обладать серьезными процессуальными правами – вплоть до приостановления ведомственных нормативных актов. Уверен, будь в регионе действительно сильная фигура «омбудсмена» по делам предпринимательства – случившееся просто не могло бы произойти.

Выборы можно провести по процедуре, аналогичной партийным праймериз. Установить дни голосования, места, куда любой предприниматель может прийти и оставить свой голос, организовать голосование в интернете, предоставить площадки для встреч кандидатов с предпринимательским сообществом. Пускай там, в режиме открытого диалога, спора, наказов вырабатывается стратегия защиты и поддержки нашего местного бизнеса. Выбранный уполномоченный уже будет обладать не только новыми правами и статусом, но и огромной поддержкой большинства тех, чьи права он призван защищать. Этот груз ответственности сделает качественно иной его подход к открытости и публичной отчетности.

2. При органе, который раздает граны и субсидии необходимо создать новый наблюдательный общественный совет, включить туда людей не только из дружественных ведомственных структур, но и журналистов, блогеров, гражданских активистов. Обязать ежемесячно публиковать на наиболее посещаемых ресурсах (на видных местах) отчеты о работе: сколько грантов выдано, кому, кому отказано, почему, прикладывать документы экспертных оценок и т.п. Все это создаст реальные гарантии «от дурака», остановит тех, кто захочет перепутать свой карман и карман своего родственника с государственным.

3. Создать интернет ресурс, либо площадку на имеющихся ресурсах для обсуждения проблем бизнеса, новых инициатив, проходящих грантовых конкурсов и наличием прямой обратной связи с первыми лицами области и профильными чиновниками. Губернатор привел здесь опыт Воронежа https://twitter.com/#!/ulpressa/status/171456212326547456, мне, к сожалению, найти этот ресурс не удалось, но общая линия понятна.