Про таких игроков говорят: “Надежный”. И это – лучшая характеристика. Потому что завоевать это неофициальное, но очень почетное звание можно только годами упорного труда в течение всей спортивной карьеры. Сегодня герой “Бронзовой серии” – многолетний защитник “Волги” Владимир Иванов.
– Команда мастеров в основном подпитывалась воспитанниками своей школы. Как в ней оказался “торпедовец” Иванов?
– Действительно, наша семья жила в Ближнем Засвияжье, я учился в 52-й школе. Соответственно, почти все мальчишки занимались на ближайшем стадионе – на “Авангарде”, но тренировался на “Торпедо”. Начинал у покойного ныне Виктора Федоровича Ланцова, а со сверстниками из “Волги” играли на всех городских и областных турнирах. Чаще побеждали, но, бывало, и проигрывали. Например, в 80-м году выиграли первенство области. Из нашего состава постоянно привлекался в “Волгу” Андрей Савосин, Владимир Медведский, Сергей Ключников. Потом пришел и мой черед. Как-то главный тренер юношеской “Волги” Юрий Андрианович Васильев попросил прийти с клюшкой и амуницией на автовокзал, откуда команда собиралась выезжать на турнир в Дзержинск. Причем предупредил, что еще не знает, попаду я в состав или нет. Попал, поехал, был там признан лучшим защитником, а по возвращении получил приглашение в “Волгу”.
– “Зимний”хоккей есть еще с шайбой, но ведь ты мог стать и “летним”хоккеистом…
– Ну, шайбу мне удалось погонять только в детстве. В составе команды своего домоуправления я даже стал чемпионом Засвияжского района. Наградой нам стали огромный, размером почти со стол, торт, а также воздушная прогулка на “кукурузнике” над всем городом. Но когда я подрос, настоящей “шайбы” в Ульяновске уже не было.
А вот хоккей на траве в нашем городе культивировали более серьезно, так что летом нам было не до отдыха. Тренировки, турниры, выезды отнимали массу времени, так что еле успевал учиться. В юношах я стал трехкратным призером юниорских первенств Союза. На моем счету – два “серебра” и одна “бронза”, по взрослым – один сезон (1980 год) я отыграл с Олегом Кочетковым, Вячеславом Лампеевым в национальном чемпионате. На меня приходили приглашения в юношескую сборную СССР по хоккею на траве для участия в турнирах в Испании, Венгрии, ГДР (государство в восточной части Германии, существовавшее с 7. 10. 1949 г. по 3. 10.1990 г. – Прим. О.Т.), Шотландии, нодиректор раз за разом опускал шлагбаум”, не подписывая обязательные тогда для выезда за границу характеристики. Да мне и в хоккей-то с мячом за юниорскую сборную страны он разрешил играть только тогда, когда я стал выходить в составе команды училища (ГПТУ-7) на матчи областного турнира. Мы его, кстати, выиграли, и победный гол в главном матче удалось провести мне.
– Кто же положил конец этой “кутерьме”?
– Анатолий Григорьевич Рушкин. Как главный тренер команды мастеров, он объяснил мне, что для профессионального роста надо определиться с видом спорта, что я и сделал. Кстати, именно Анатолию Григорьевичу я благодарен за то, что он меня, молодого, часто ставил в состав. Заменить игровую практику нельзя никакими тренировками.
– А как определился с номером?
– Пришел на первую тренировку, получил старую майку с четвертым номером – вот и все. Всю карьеру под ним и играл. Много позже узнал, что, возможно, из-за номера болельщики иногда называли меня Иваном Грозным – Иван взяли от фамилии, а Грозный – он ведь “четвертым” был…
– Правда, что был в твоей спортивной биографии и “политический” скандал?
– Да, пришлось однажды попереживать. В 1982 году меня включили в состав сборной СССР для участия в чемпионате мира среди юниоров в Норвегии. Но меня, как нерадивого студента, вызвали “на ковер” и поставили вопрос ребром: “Тебе что важнее – хоккей или комсомол?”. Политически я был “подкован” слабо, потому сказал, как думал: “Хоккей!”. За что вскоре и был изгнан из рядов ВЛКСМ.
– Кроме “Волги”, ты играл еще в двух командах. Как туда попал?
– Играл в двух, числился в трех. Подошел срок, “загремел” в армию, оказался в Свердловске {с 1991 г. – Екатеринбург. – Прим. О.Т.). Но за армейцев не играл – руководство “Волги” как-то утрясло этот вопрос с федерацией, и в итоге я числился в армии, а играл за “Волгу”. Но наша команда, из которой тогда Свердловск “выдернул” сразу семь ребят, провела сезон 1983-1984 годов слабо, и мы вылетели в первую лигу. Потом был Хромтау. Ульяновец Вадим Господчиков, игравший за “Горняк”, пригласил попробовать свои силы там. Команда тогда была в порядке, готовилась играть в Кубке мира, других международных турнирах. Короче, решился. Но сказка кончилась быстро – “Горняк” не выполнил свои обязательства передо мной, и я уехал. Вернувшись в Ульяновск, стал игроком “Волги”. Меня пригласил Анатолий Григорьевич Рушкин.
– Правда, что домашний и гостевой дебюты в “Волге ” у тебя получились практически одинаковыми?
– Точно! Сначала я вышел на замену в гостевой игре в Свердловске (25 ноября 1981 г. – Прим. О.Т.), где мы встречались со СКА. И дома первую игру играл против армейцев, только уже хабаровских (16 декабря 1981 г. – Прим. О.Т.). Оба раза “Волга” выиграла со счетом 3:1.
– Редко кто из новичков, тем более защитников, обходится без провалов…
Бывали они и у меня… Один из самых памятных – из “бронзового” сезона. Играли в Красногорске с “Зорким” (10 января 1997 года. – Прим. О.Т.), причем в ослабленном составе – Логинов уехал на матчи сборной страны, а Козлов получил травму. Рушкин поставил меня в центр обороны – место для меня, конечно, непривычное. Грубо ошибся в самом начале, фактически подарив мяч нападающему, кажется, Илларионову. Тот открыл счет, мы надломились, и в итоге – 2:7 проиграли.
– Наверное, “бронзовый сезон”не только этим запомнился…
– Не могу сказать, что “бронзовый” сезон мне очень сильно удался. Но сыграть “от” и “до” мне помешали травмы и повреждения, поэтому достаточно часто меня менял Коля Синьков.
– У защитника Иванова на счету 9 забитых мячей. Это результат лихих личных “набегов” на чужие ворота или как?
– Чаще всего было так: Николай Афанасенко уводил в центр пару игроков обороны, а я, действуя порой на месте крайнего полузащитника, летел вперед по освободившемуся флангу, где на дальней штанге мог подкараулить прострел. Иногда получалось. Но было это в союзные времена, когда был молодым да прытким. В чемпионате России играл уже строго в обороне.
– Одна из обязанностей защитников – блокировка бьющих стандарты, особенно угловые. Работа не из приятных…
– Да, бежать навстречу летящей в тебя “гранате” опасно. Тем более, если ее посылал в цель Сергей Ломанов-старший. Или игроки – “Старта” Максименко, Чухлов из Хабаровска, Гапанович из Архангельска. Удары у мужиков были страшными. У меня где-то в домашнем архиве-есть фотография, на которой я держу кубок, выигранный нами в каком-то турнире. Так вот я там с голым торсом, вроде радостный, а на животе несколько огромных синяков красуются. Про победу на другой день и забыть можно, а вот боль не дает про нее забыть, и, бывало, очень долго.
– Не было иногда желания “сачкануть “?
– Вот это – самое плохое. Мало того, что команду подведешь, так и сам не спасешься. Я с самого начала карьеры подметил: если надумаешь отвернуться, мяч обязательно тебя найдет. Так что уж лучше идти с “открытым забралом”.
– И все же серьезные травмы у тебя были…
– Да, хоть и не после угловых. Последняя в карьере навсегда запомнилась: я убежал в отрыв, но защитник “Динамо” догнал, свалил, да еще и сам сверху меня “прикрыл” корпусом. С поля увели, и еще недели три грудная клетка очень болела, трудно было дышать. Шрам на подбородке вот остался – это когда Серега Барбунов, тогда игравший за “Черемшан”, клюшкой мне челюсть сломал. Обидной получиласьтравма, заработанная в Архангельске в игре с “Сибсельмашем” – сильно повредил колено. Из-за нее я пропустил финал с “Водником”.
– Как складывается твоя жизнь после завершения профессиональной карьеры?
– Я спокойный, семейный человек. Люблю Олю, с которой, когда она была поменьше, старался при первой же возможности погулять по улицам родного города. Сейчас она уже большая, серьезная, у нее свои интересы, но мы по-прежнему дружны. Вот есть мечта – поставить жену Вику и дочь Олю на коньки.
А сам я все так же верен родной “Волге”. Работаю в структуре клуба, стараюсь приносить команде пользу. И по-прежнему переживаю каждый ее гол, матч, сезон. Наверное, это на всю жизнь.
В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ
• Орден Мужества вручен уроженцу Кузоватово М. Миронову за выполнение боевого задания в Чечне.
• Инзенская передвижная механизированная колонна начала сооружение водопровода протяженностью три километра для обеспечения жителей села Чамзинка артезианской водой.
• “Народная газета ” провела опрос ульяновцев с необычными фамилиями – откликнулись Майор, Бедная, Жук, Безумнова, Рожок и Ханов.
‘ в Девятиклассник Р. Насутдинов из Цильнинского района, десятиклассница Р. Абушаева из Старокулаткинского района и ученица 11-го класса Ч. Фиргалиева из Чердаклинского района стали победителями второй областной олимпиады по татарскому языку и литературе.
• В Димитровграде ветераны футбольной “Лады” в матче по мини-футболу обыграли со счетом 11:5 бронзового призера чемпионата России среди женщин – тольяттинскую “тезку”.
ИГРА ЦИФР
Последние 10 игр “бронзового” сезона “Волга” играла с командами, чье название начинается с буквы “С”: “Строитель” (1 игра), СКА, “Сибсельмаш” и “Сибскана” (все – по 3 игры).
Из досье “Чемпиона”
Владимир ИВАНОВ
Родился 22 февраля 1963 года в Ульяновске. Воспитанник ульяновского хоккеясмячом. Первый тренер – В.Ф. Ланцов. Выступал за команды “Черемшан” (Димитровград), “Горняк” (Хромтау), “Волга” (Ульяновск). В чемпионатах СССР и России провел в “Волге” 9 сезонов, забил 9 мячей. Бронзовый призер чемпионата России. Бронзовый призер Кубка России. Победитель турниров команд первой лиги чемпионата СССР и первой лиги чемпионата России. Бронзовый призер “Кубка викингов” . Бронзовый призер турнира на призы Главы администрации Ульяновской области. Бронзовый призер первенства мира среди юниоров. Серебряный призер первенства СССР среди юношей. Бронзовый призер первенства СССР среди юниоров. Третий призер Кубка мира по ринк-бенди. Чемпион России по ринк-бенди. Дважды серебряный призер чемпионатов России по ринк-бенди. Победитель международного турнира среди ветеранов. Мастер спорта СССР.