На этой неделе наша страна отмечает один из любимейших российских праздников – Масленицу. Мы расскажем о важнейшей составляющей этого празднества, опираясь на местный материал, записанный как в селе, так и в областном центре. Речь пойдет о так называемых «кулачках», или попросту говоря – коллективных мужских драках, еще несколько десятилетий назад весьма популярных в нашем регионе.
Кулачные бои на селе
«Кулачки» издавна считались настоящим мужским развлечением, их не стоит путать с обыкновенным «мордобитием», чаще всего вызванным либо ссорой, либо излишними возлияниями. Особенностью упомянутых боев была четкая календарная приуроченность: мужские массовые противоборства приходились, в основном, на последние три дня масленичной недели, но в некоторых поселениях (к примеру, в селах Хмелевка и Шеевщино Сурского района) мужчины мерились силами и на Троицу, и в другие праздничные дни.
Где же происходила сама драка? Тут все зависело от «уровня противостояния»: если в обычае было выходить «конец на конец», то боролись обычно на базарной площади в центре поселения или же на самой широкой улице. Так, в селе Большая Кандарать (Карсунский район) мужчины из двух разных концов села сходились биться на «Широкий проулок». Если же принято было бороться «село на село», то обычно выходили драться на луга. В этом случае побежденную сторону «гнали» до какого-нибудь моста или ближайшей речки – дальше не преследовали.
«Зачинали» драку чаще всего подростки: «Сначала маленькие ребятенки начинают, а потом и взрослые наскакивают», – рассказывали нам в селе Сара. При этом мальчишек старшие нередко подзадоривали: «Айда пошел! Поднажми!». Основными «действующими лицами» были парни и женатые мужики. Иногда к бою подключались и старики – «наиболее задористые».
Драки могли быть и коллективными («стенка на стенку»), и индивидуальные. Часто последние назывались «полюбовье» или «на любака»: это название как бы подчеркивало добровольное участие в таких «побоищах».
«Кулачки» организовывались по вполне определенным правилам.
Так, нельзя было бить лежачего и применять какие-нибудь вспомогательные «средства» (например, подкову в рукавице или кистень). Участие в стенке также налагало на участника вполне конкретные обязательства: нужно было думать не только о личной победе, но и иметь «чувство плеча». Значение последнего проясняет следующий рассказ, записанный в Ульяновской области.
– Помню, к нам с города один парень пристрастился ездить. Ну, и понятно, зачем: в клубе танцы же были. А тогда на селе молодежи много было, обидно стало, значит, нашим-то парням. Вызвали его за клуб и стали с ним по одному отношения выяснять. А он боксер какой-то оказался: один на один с ним никто не смог совладать. Ну, и подружились, значит: решили его на Масленицу в стенку взять. А его первого-то и выбили! Не умел в стенке биться-то, значит!
Основой «стенки» (шеренги) были наиболее сильные бойцы – «главари», «надежа». Главная их функция заключалась в следующем: если «главарь» замечал, что его шеренгу начинали «прогибать» или «теснить», он устремлялся туда и делал «прорыв». За ним подтягивались остальные – и иногда это решало весь исход битвы.
Кстати, в связи с этим стоит упомянуть и популярные до сей поры рассказы про сельских силачей, которых старались к «кулачкам» не допускать. Нередко в подобных текстах их образ выстраивается почти по сказочным законам.
– У нас был такой мужик – силу свою равнял с лошадиной: подковы гнул, кольцо на указательном пальце носил – его жене заместо браслета подходило. Так вот он на «кулачки» не ходил: убить мог! – рассказывали нам в Астрадамовке Сурского района.
Кстати, убийства и сильные увечья иногда действительно случались во время таких противоборств: об этом
вспоминали многие жители сел.
Целью боя было, естественно, показать свою мужскую удаль – в том числе для многочисленных зрительниц женского пола. Однако иногда такие бои имели и несколько другой смысл – магический. К примеру, в селах Сара, Потьма и Шеевщино верили в то, что хорошая («сильная») драка на Масленицу провоцирует отличный урожай по осени.
Бои в городе
До сих пор мы вели речь о делах давно минувших дней. Для того чтобы выяснить, как же обстоит дело с традиционными масленичными мужскими схватками в современном Ульяновске, мы обратились к Антону Пешне – историку и руководителю военно-исторического клуба «Дружина Витязь».
– Конечно, сейчас городская Масленица проводится по конкретному, заранее написанному сценарию. Обычно все действие развертывается в Винновской роще в воскресенье. Наиболее опытные бойцы «Витязя», одетые в доспехи, устраивают показательное сражение на мечах. Это достаточно красиво и привлекает большое количество зрителей, – рассказывает Антон.
Кроме того, в той же Винновке ульяновские «витязи» на Масленицу имитируют бои «стенка на стенку», организованные в соответствии с тем, как дрались в свое время в селах нашего региона.
– Мы стараемся придерживаться основных параметров: это и уменье держать строй, и грамотно наступить, и отступить. В свое время руководитель ульяновского клуба русского рукопашного боя «Буза» Павел Сокирко специально выезжал в села нашего региона и собирал сведения об этом, – говорит Пешне.
Однако главное для «Дружины Витязь» – это все-таки сражение с использованием мечей, щитов и копий. Что касается уровня подготовки бойцов к ведению подобных сражений, то, вероятно, достаточно упомянуть о том, что руководитель указанного клуба в настоящий момент является также и главным судьей общероссийских соревнований по историческому фехтованию.
– Если говорить именно об уличных боях, то, к сожалению, сейчас многое утрачено. Даже в фанатских столкновениях, участники которых вроде бы «славятся» умением драться стенка на стенку, никакого «чувства плеча» нет: уже через мгновение такое противоборство рассыпается на отдельные «очаги» и чаще всего превращается в банальный мордобой – без каких-либо особых правил и «благородства». Ведь изначальный смысл этого противоборства был вовсе не в физическом унижении противника: неслучайно после схватки наши сельские мужики обязательно мирились, обнимались, устраивали совместную пирушку «в складчину», – отмечает Антон Пешне.
Кстати, своя традиция заканчивать большие схватки есть и у городских «витязей»: они встают в круг и передают друг другу «братину» – чашу с вином. Тот, кто держит чашу, благодарит товарищей за возможность проявить себя, иногда даже просит извинения у тех, с кем довелось биться.
Еще одна зимняя традиция ульяновских дружинников – устраивать сражения за снежную крепость. Не всегда это происходит на саму Масленицу, поскольку строительство крепости зависит от погоды. «Витязи» делятся на две неравные части и борются за крепость в полном вооружении. Именно поэтому сам снежный «замок» должен быть укреплен ледяной коркой – иначе его стены просто не выдержат веса бойцов. Подобная битва также привлекает массу зрителей и приносит большое число радостных эмоций; конечно же, наибольшую активность проявляет здесь детвора.
Таким образом, Масленица и некоторые ее традиции живы и сейчас, правда, с существенной трансформацией многих деталей. В городе этот праздник уже достаточно давно связан с конкретным сценарием и во многом сориентирован, скорее, на обычную сценическую площадку, чем на «народный театр».
Евгений Сафронов При подготовке статьи использовались материалы фольклорного архива УлГПУ и личной коллекции автора