Прошлый год, когда в России началась программа модернизации здравоохранения, по оценке первых лиц государства, оказался непростым для всей системы в целом.
Тем не менее здравоохранению Ульяновской области и Ульяновска удалось добиться определенных успехов и справиться с намеченными планами, что неоднократно отмечалось на правительственном уровне. Однако ульяновцы, как и россияне, живущие в других регионах, скорее замечают недостатки, чем успехи. О том, какие изменения происходят в ГУЗ «Городская поликлиника №7 города Ульяновска», что уже удалось сделать и какие нововведения ожидают пациентов в недалеком будущем, – наш разговор с главным врачом этого лечебного учреждения Сергеем Барбашиным.
– Сергей Иванович, прежде чем перейти к конкретному разговору о возглавляемой Вами поликлинике, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу сгустившегося в последнее время негатива в отношении здравоохранения. Что происходит?
– Негатива, действительно, много. Я думаю, что люди просто хотят очень быстро увидеть результаты
того, о чем много слышат. А слышат они – о реформах в здравоохранении и значительных финансовых вливаниях в отрасль. Положительные сдвиги в здравоохранении, несомненно, есть. И самое важное, что есть путь и конечная цель, к которой мы идем.
– Напомните нашим читателям, в чем она заключается?
– На сегодняшний день существует концепция развития здравоохранения в России до 2020 года. В смысловой части концепции выделены два больших раздела. Первый раздел -это сохранение здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Второй – это гарантированное обеспечение населения качественной бесплатной государственной медицинской помощью. Обозначены и целевые показатели реформирования здравоохранения – увеличение финансирования до пяти процентов от внутреннего валового продукта, рост численности населения страны до 145 миллионов, увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет, снижение об-щей смертности до десяти на 1000 человек в год, снижение потребления табака на 25 процентов и потребления алкоголя до девяти литров в год. Это вкратце, чтобы было понятно, к чему мы стремимся.
– Как и другие медицинские учреждения города и области, вы участвуете в программе модернизации, направленной на улучшение материально-технической базы, повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи и информатизации здравоохранения. Что удалось сделать в этом направлении?
– В свое время по национальному проекту «Здоровье» амбулаторно-поликлиническое звено уже получило часть нового оборудования. На сегодняшний день во всех корпусах учреждения мы прокладываем локальные сети для внедрения современных информационных систем. Со временем будет компьютеризировано каждое рабочее место врача с выходом на регистратуру, что очень удобно в работе. Будет оперативно отслеживаться прием пациента специалистами, на каждого пациента заведут электронную амбулаторную карту, где разместят его базу данных.
– А чем это будет удобно для пациента?
– Сократится время приема. Пока пациент переходит из кабинета в кабинет, информация о нем уже будет у врача, что очень важно. У нас также работает электронная регистратура, запись на прием к врачу по интернету, что в конечном результате должно сэкономить и личное время гражданина, обратившегося за медицинской помощью.
– Какие ремонтные работы в вашем ЛПУ предусмотрены в рамках модернизации?
– В прошлом году завершили первый этап капитального ремонта женской консультации, отремонтировали крышу, систему электроснабжения. В этом году планируем завершить общестроительные работы по внутренней отделке помещений. Поставили кондиционеры, стремимся создать условия для комфортного пребывания женщин при обращении за медицинской помощью. На 2012 год запланирован ремонт отделения неотложной помощи.
– Географические особенности Железнодорожного района, наверное, вносят некоторые неудобства в обслуживание населения?
– Действительно, район очень вытянутый. Мы в большей части отделены от жилых микрорайонов промышленной зоной, поэтому дойти к нам пешком достаточно проблематично, нужно добираться на транспорте. Для того, чтобы приблизить нашу помощь к населению, на базе филиала по проезду Героя России Аверьянова, 15 мы открываем отделение врача общей практики, которое будет обслуживать четыре близлежащих участка. Там сделаем ремонт и разместим отделение неотложной помощи, которое сейчас находится в дневном стационаре. В этом же году планируем открыть офис врача общей практики на два участка в помещении аптеки № 117 по проспекту Гая, 39. Рассматривается вопрос об открытии офиса врача общей практики на Опытном поле, что, несомненно, будет удобно для проживающего там населения. Но это пока в перспективе.
– Коллектив у вас квалифицированный, несмотря на трудности, справляетесь. Думаю, что у вас есть чем похвалиться.
– За последние три года у нас наметились определенные положительные сдвиги по важным показателям. Это все-таки говорит о наметившейся положительной тенденции в работе всего коллектива. Если в 2009 году на территории, которую поликлиника № 7 обслуживает, родилось 656 детей, то в 2011 году -уже 702, пусть это медленнее, чем хотелось бы, но, тем не менее, поступательно. Итого рост составил 7 процентов. Появились ярко выраженные тенденции к снижению смертности, показатель улучшился на 15 процентов. Я считаю, что хороших успехов мы добились в борьбе с туберкулезом. Заболеваемость у нас снизилась в прошлом году, по сравнению с 2009 годом, на 20 процентов и на 17 процентов – по сравнению с 2010 годом. Этого достигли благодаря профилактической работе и усилиям медперсонала. Для нас это очень важно, так как Железнодорожный район всегда отличался от других районов Ульяновска значительной заболеваемостью туберкулезом. И вот наконец за последние три года мы имеем явную тенденцию к уменьшению числа заболевших. На девять процентов, по сравнению с 2009 годом, сократилась инфекционная заболеваемость. Поэтому можно сделать вывод, что положительный результат от нашей работы все же есть. Вероятно, социальные и бытовые условия населения также меняются к лучшему.
– В том числе и благодаря тем нововведениям, с которых мы начали наш разговор?
– Я еще раз хочу особо подчеркнуть, что это не какое-то хаотичное развитие здравоохранения. Есть программа развития, и мы точно знаем, к чему должны прийти. И то, что сегодня мы не видим ежедневного результата, это еще не говорит о том, что ничего в положительную сторону не меняется. Вспомните, что почти 20 лет российское здравоохранение фактически не финансировалось и было забыто как социальная сфера. Не было оборудования, инструментов, лекарств, простыней, в конце концов, в поликлиниках был острый дефицит врачей. Об этом тоже не стоит забывать, когда критикуем, что происходит сейчас. Поступательно, постепенно начали развиваться. И потом, сегодняшние требования к здравоохранению растут намного быстрее, чем оно развивается. Я считаю, что нужно к этому относиться с пониманием.
– Тогда остановитесь поподробнее на том, что программа модернизации принесла врачам, медперсоналу.
– Наверное, веру в завтрашний день. Желание соответствовать сегодняшним требованиям. Как я уже сказал, улучшаются условия работы, появляются рычаги материального стимулирования. Растет и зарплата. По лечебному учреждению в среднем врачи-специалисты с прошлого года стали получать больше на 4,7 тысячи рублей, а медсестры – на 2,4 тысячи рублей.
– Многие медицинские учреждения города и области жалуются на нехватку кадров.
– Кадровый вопрос всегда существовал и существует. Известно, что треть выпускников медицинских вузов вообще в здравоохранение не идет. Потом идут потери -15-20 процентов в течение первых трех лет, когда молодые специалисты разочаровываются в своей работе, часть уходит в коммерческие структуры. Что же касается нашей поликлиники, то терапевтическая служба, например, у нас укомплектована на 97 процентов. Население получает медицинскую помощь по 13 специальностям. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы она была квалифицированной. Я думаю, пройдет время и люди осознают, что наша медицина стала лучше как по доступности, так и по качеству. По крайней мере, нынешний подход к здравоохранению со стороны федерального правительства и региональных властей, их каждодневное внимание к нашим проблемам и проблемам наших пациентов, желание изменить ситуацию к лучшему вселяют оптимизм.
Евгения КАЛУГИНА
в газете на правах рекламы