Каждый раз, останавливаясь возле элегантного панно, размещенного кем-то на великолепном кованом заборе, ограждающем остатки прелестного сада бывшего особняка Н.Шатрова (одного из лучших суконщиков России) мне хочется материться. Ниже поймете, почему.
А пока несколько слов о самом Н..Шатрове.
Создатель и владелец лучших суконных фабрик (и зарплаты там были самые большие в России, и дома для своих рабочих хозяин строил; и школы для детишек из рабочих семей открывал) Шатров после большевистского переворота 1917 года, был обездолен. Все у него отняли. Некоторое время он консультировал новых большевистских директоров.Затем (к своему несчастью) купил для хозяйственных нужд лошадь. За это знаменитого суконщика выгнали из жилья в поселке Измайлово,конфисковали жалкие пожитки. И на старости лет побрел Н.Шатров с котомкой – и пропал в неизвестности гражданской войны…
Ныне в этом особняке размещен городской загс. А большой сад при нем «урезали «наполовину при строителеьстве Ленинского Мемориала. Но полсада осталась – на радость горожанам…
Однако, безмозглые градостроители последних десятилетий время от времени на сад покушались. Мне вспоминается сюжет времен правления Геннадия Колбина. Региональный генсек собрал архитекторов и градостроителей дабы обсудить «вопросы застройки центра города». Кто-то из присутствующих проектировщиков стал демонстрировать схему застройки «пустующей площадки» (он имел ввиду сохранившийся до сего дня кусок бывшего шатровского сада):
– А здесь мы , Геннадий Васильевич, наметили сделать агитплощадку. Она в схемах, диаграммах, цифрах будет отражать достижения Ленинского района в экономике, хозяйственной и политической деятельности.. Деревья, конечно, вырубим. Площадку заасфальтируем.
Вот тут-то я не удержался. Мой довольно громкий выкрик звучал так:
– И какой дурак до этого додумался!?
Товарищ Колбин весьма внимательно всмотрелся в нарушителя благоговейной тишины. И молвил:
– Тут надо поразмышлять…
– Сад не вырубили.
– Но сегодня мне вновь хочется повторить тот крик, рвущийся из души. Хочется повторить потому, что на кованом заборе еще сохранившегося сада под громкообещающим призывом «Через прошлое – в будущее!» висит план «Постройки здания краеведческого музея».
– И на том плане видно, что это самое здание горе – проектировщики разместили как раз на месте оставшейся части сада Шатрова… Ни-че-го не остается от этого поистине бесценного кусочка зелени в центре города!
– Я рассматриваю этот уже давно висящий «план застройки» как попытку городских властей потихоньку приучить ульяновцев к мысли, что так и будет.Я не знаю, кто «благословил» эту глупость. Я полагаю, что все здравомыслящие люди должны протестовать против очередной атак примитивных«градостроителей» на этот зеленый островок, являющийся символом старого Симбирска, его несомненным достоянием. Угомонитесь, «преобразователи»! Хватит уже донельзя оголенного Венца, вырубленной сирени и прочих «достижений» убогих градостроительных мыслителей на «фронте борьбы за культурные достижения» !Таких «друзей обновления» – в другой, не краеведческий, музей! Скажем , в музей головотяпства.
И построенный в другом месте.