Корреспондент «КЖ» пообщался с «моржом».
В бегущем босиком по снегу человеке я с удивлением узнал Евгения Вехова – слесаря по ремонту подвижного состава ремонтного локомотивного депо Ульяновск-Центральный. На улице минус 30, в пуховике зуб на зуб не попадает, а тут такое! Пришлось присоединиться, благо бежать оставалось недалеко – до моста через реку Свияга. На покрытой льдом поверхности воды выделяется черная точка – это прорубь три на пять метров – наша конечная остановка. Оказывается, вот уже 10 лет Евгений Викторович занимается зимним купанием. Беседа с «моржом» состоялась тут же, у проруби.

– Знаю вас как отличного спортсмена-лыжника, неизменного призера дорожных и сетевых соревнований. Как появилась идея заняться зимним купанием?

– После 40 лет организм заканчивает свое развитие, поэтому в этом возрасте занятия спортом важны как никогда. Систему организма нужно поддерживать регулярной физической нагрузкой.

Я моржеванием начал заниматься случайно. Река Свияга протекает рядом с домом, и пришла в голову мысль попробовать. Начал с поздней осени, понравилось. Меня заметила группа «моржей», купавшихся неподалеку, и позвала в свою компанию. Так и пошло-поехало. Правда, через некоторое время группа по каким-то причинам распалась, и я оказался одним из самых стойких.
– И часто закаляетесь подобным образом?

– Ежедневно, благо работаю всегда в ночную смену. Единственная трудность состоит в том, что одному содержать прорубь для купания бывает трудно, ведь нужно постоянно освобождать ее от наледи.

Вот посмотрите на мою забинтованную руку – это следствие моего недельного пребывания на соревнованиях. Когда приехал, прорубь так крепко схватило льдом, что пришлось приложить немало усилий, чтобы расчистить воду ото льда.
– Неужели ни разу не простужались за годы зимнего купания?

– Заболеть невозможно, если четко выполняешь инструкции. Перед купанием нужно обязательно разогреться – это главное условие. Я еще дополнительно несколько минут бегаю по снегу босиком, закаляя таким образом носоглотку.

Самое трудное для начинающего «моржа» – перебороть себя психологически, сила воли нужна, а уж потом организм начинает сам перестраиваться. Я забыл об остеохондрозе, хотя раньше страдал этим недугом. И вот ведь парадокс: врачи категорически запрещают при остеохондрозе находиться на холоде. Для себя я доводил максимальное пребывание в ледяной воде до полутора минут. А вообще, чем ниже температура воздуха, тем больше сокращаю время пребывания в воде. Кстати, летом продолжаю дозированные нагрузки, перехожу на велосипед – проезжаю 50 км за два часа.
– Кто привил вам любовь к спорту?

– Школьный тренер – Михаил Архипович Тетивкин, который сыграл в моей жизни важную роль. Он научил меня бегать на лыжах, которые стали спортом №1 в моей жизни. Я благодарю тот день, когда наша семья переехала из Старосвияжского Пригорода, и я перешел в среднюю школу № 38. Мой старший брат к тому времени уже занимался в лыжной секции, и вскоре я последовал его примеру.

А вот на железную дорогу я пришел после школы, окончив техническое училище №3 (ныне Ульяновский техникум железнодорожного транспорта – авт.) по специальности помощник машиниста. В семье была трудная ситуация, и возникла необходимость в дополнительном заработке. В училище продолжал заниматься лыжным спортом, к тому времени я уже имел 1-й разряд по этому виду спорта.

В локомотивном депо Ульяновск-Центральный работаю с 1977 года, начинал помощником машиниста в цехе эксплуатации. Продолжал заниматься спортом, но совместить его с профессией машиниста было трудно. Вынужден был через два года перейти в цех ремонта. А с 1981 года начал работать методистом производственной гимнастики, пока в 2000-м году ставку не сократили. Моей задачей была организация оздоровительной работы среди работников депо. Заочно окончил факультет физвоспитания при Ульяновском педагогическом университете.
В это время под руководством начальника депо Владимира Гавриловича Коновалова мы за два года построили ФОК «Мальвина», ставший гордостью железнодорожников. Я очень благодарен Владимиру Гавриловичу, кстати, тоже в прошлом лыжнику,что он поверил в мои идеи и помог их осуществить. За строительство спортивного комплекса я получил знак «Почетному железнодорожнику». С 2001 года работаю слесарем по ремонту подвижного состава (диагностика локомотива).
– Передалась ли любовь к спорту вашим детям?

– Стараюсь найти в детях спортивные таланты, это всегда пригодится в жизни. Самые младшие – Яна и Стас – двойняшки, им по 11 лет, Эльвире – 13, Виктории 22 года. Самый старший – сын Евгений, ему 24 года.
Для них я изобрел специальную методику гимнастических упражнений, которой мои дети занимаются с двухлетнего возраста, всех обучил плаванию, отдал в различные секции, но, к сожалению, никто серьезно не увлекся спортом. Может быть, я переборщил в своем рвении или время стало другое?

Жена Энвярия тоже неплохо ходит на лыжах и при других обстоятельствах могла бы добиться определенных высот в спорте. Участвуем всей семьей в спортивных праздниках. Есть у меня задумка написать письмо руководству ОАО «РЖД», чтобы возродили ставки методистов производственной гимнастики. Пусть они будут называться по-другому, суть от этого не меняется и железная дорога от этого только выиграет. Посчитайте, сколько убытков мы терпим из-за больничных листов. Здоровые работники – это ведь дополнительная гарантия безопасности движения.
Нам пришла пора расставаться. Евгений Викторович уже закончил тренировку, и ему нужно было возвращаться назад, все строго по инструкции. А я все долго смотрел вслед на его молодцеватую фигуру и не мог поверить, что в августе этот человек будет пенсионером.

Александр Савенков