В Ульяновске с поезда на линию транспортировались новые трамваи.
Работники восстановительного поезда Ульяновск-Центральный с помощью уникального крана грузоподъемностью 250 тонн поставили на рельсы 15 новых трамваев.
Несколько десятков людей, оказавшихся в субботу утром на улице Локомотивной, могли наблюдать за необычным процессом разгрузки и установки на рельсы новых трамвайных вагонов, которые поступили в Ульяновск по программе обновления подвижного состава электротранспорта.
Новые вагоны прибыли из города Усть-Катав Челябинской области в Ульяновск по железной дороге, а главная роль в их выгрузке была отведена гигантскому крану, поднимавшему многотонные вагоны, словно пушинки.
Вместе с толпой зевак наблюдаю разгрузку трамваев, которая проводится неподалеку от остановки «Стахановская», где рядом с трамвайными рельсами проходят железнодорожные пути.
Разгрузка каждого трамвайного вагона весом в 21 тонну длится около часа. С помощью специальных тросов кран снимает его с платформы, подвешивает в воздухе и переносит на соседние пути, где монтажники устанавливают его на рельсы. Отсюда трамвай на буксире отправляют к месту постоянной «прописки» – в Северное трамвайное депо.
Железнодорожный кран «ЕДК-2000» не может не впечатлять своими размерами. Дух захватывает при виде 270-тонной машины – таков ее вес в рабочем состоянии. Для машиниста крана восстановительного поезда Ульяновск-Центральный Александра Кочкадаева, у которого за плечами уже восемь лет работы в этой должности, проводить такие масштабные работы – дело привычное. Вместе со своим напарником он является единственным в Ульяновской области человеком, кто работает на такой технике.
– В принципе, ничего сложного в работе крана нет, – рассуждает Александр, – это в первый раз страшно, когда садишься в кабину такого гиганта. Главное даже не в том, чтобы суметь поднять груз, а в правильной расстановке машины. Надо подготовить для него устойчивую почву. На это уходит немало времени, по нормативам расставить кран нужно за 72 минуты.
– Подготовка крана «ЕДК-2000» к работе занимает больше времени, чем сама работа, – подтверждает заместитель начальника восстановительного поезда Ульяновск-Центральный Алексей Зюзин. – Он способен поднять груз весом до 250 тонн и незаменим при транспортировке локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов.
Кран содержит платформу на двух четырехосных ходовых тележках, в центральной части которой смонтировано опорно-поворотное устройство. На нем закреплена поворотная часть с грузоподъемной стрелой. Платформа снабжена выносными поворачивающимися опорами с домкратами, которые смонтированы таким образом, что поворачиваются под различным углом. На самоходной платформе расположены дизель-генераторная установка и два противовеса с механизмами передвижения, которые навешиваются специальным приспособлением на заднюю поворотную часть крана.
– Техника такого вида на Куйбышевской дороге есть только в Ульяновске и Рузаевке, – говорит Александр Кочкадаев, – и я счастлив, что оказался в числе немногих, кому доверили управлять такой машиной. Мы с напарником – Вячеславом Андриановым – прошли специальное обучение на машиниста крана и проводили испытание крана-гиганта на учебном полигоне в Сибири.
– Наше предприятие не раз обращалось за помощью к работникам восстановительного поезда, – говорит директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Алимжан Абубекяров. – Четыре года назад мы уже имели совместный опыт подобной выгрузки. В этом году уже 15 новых трамваев получили «путевку в жизнь» благодаря железнодорожникам. Каждый трамвай обошелся городу в 13 млн рублей. Весь поступивший транспорт будет задействован на самых востребованных городских маршрутах. Предполагается, что первые вагоны смогут выйти на линию к 1 марта. Особенность новых трамваев – это новая кабина и современный пульт управления. К тому же, вагоны оборудованы дополнительными отопительными приборами, так что в них будет тепло даже в сильные морозы.
В работах по выгрузке нового транспорта задействованы все работники восстановительного поезда.
За 72 минуты железнодорожники успели правильно выбрать место для установки крана, подготовить площадку для опоры, выгрузить брусья из вагона, раскрепить выдвижные опоры поворотной части стрелы, крановых канатов, противовесов, уложить шпальные решетки, обжать опоры, поднять стрелы, передвинуть противовесы и повернуть кран и консоли на 180 градусов.
Теперь, как говорится, дело техники. А она не подкачала: вот, наконец, последний вагон успешно поставлен на линию и ушел в депо. Глядя ему вслед, Алексей Зюзин задумчиво произносит:
– Прямое назначение крана «ЕДК-2000» – работа в аварийных условиях, но таких выездов в нашей практике, к счастью, не было. Пусть уж лучше эта эффектная техника служит во благо народа в мирных целях, как, например, сегодня, либо в помощь путейцам – при ремонтных работах путевого комплекса.
Александр Савенков