Артист Денис Юченков когда-то начинал на сцене Ульяновского областного театра драмы. Немало ярких ролей, сыгранных в родном городе представителем знаменитой актерской династии, блиставшей в разные годы на симбирской сцене, не остались незамеченными, и перспективный молодой актер был вскоре приглашен в Москву, куда переехал вместе с супругой (тоже актрисой) и маленьким сыном. А сегодня Денис Константинович Юченков уже востребован и известен в столице…
– Денис, Вы успешно устроились в Москве, а совсем недавно получили звание заслуженного артиста России и отметили 40-летний юбилей…
– В прошлом году, в самом деле, было много приятных событий – большую их часть вы перечислили. Но главное – летом появился на свет второй ребёнок. Ванечка родился 25 августа. Наши хлопоты, с одной стороны, стали радостнее, а с другой, их стало гораздо больше. Несколько дней назад после ремонта открылось и новое здание нашего театра, сейчас практически переезжаем в него. Опять же хлопотно, но приятно. Показали премьеру спектакля «История лошади», в котором я играю князя Серпуховского. Вообще, большая сцена открывает и новые возможности для нас, актёров. Слава Богу, продолжается и программа «Главная дорога» на НТВ, которую я веду – она кормит материально, а театр – так сказать, морально. Играю я много – в месяц порядка 12–13 спектаклей. В общем, новый год начался радостно.
– О родном городе вспоминаете?
– Всегда делаю это с теплотой. Мои дедушка и бабушка жили и похоронены в Ульяновске, мама (народная артистка РФ Зоя Самсонова – прим. авт.) до сих пор играет в ульяновском театре – слава Богу, она выкарабкалась после болезни и на Новый год приезжала к нам в Москву. Конечно, в столице больше «движухи» в профессии, больше возможностей для воспитания детей. Хотя меня радует, что сегодня происходит на родине – мама мне постоянно рассказывает. Как я понимаю, нынешнее руководство региона сумело сделать жизнь ульяновцев, в том числе театральную, интереснее и насыщеннее.
– Возникали ли у Вас опасения относительно своего будущего перед отъездом в столицу?
– Это был сумасшедший риск. Несмотря на то, что мы сразу ехали показываться в Театр у Никитских ворот, к Марку Розовскому, и всё-таки стартовали не с нуля – попробоваться в московский коллектив нам с супругой предложил такой уважаемый человек, как старейший режиссёр Аркадий Кац, с которым нам посчастливилось поработать в Ульяновске, куда он приезжал на постановку. Ведь нам предстояло окунуться в атмосферу огромного города, где у нас не было знакомых, и нас никто не знал, как профессионалов. А в Ульяновске на момент отъезда у меня уже была своя публика! Поэтому даже сына мы первый год с собой не брали – 12-метровая комната, которую мы сначала снимали, а потом выкупили, продав квартиру в Ульяновске, к этому не располагала. Вроде бы, в Москве есть много театров, и телевидение, и кино, но всё, на самом деле, не так уж просто. Значительную роль в судьбе может играть счастливый случай. Так, я сначала попал на главную роль в сериал «Автономка», потом в «Главную дорогу». С другой стороны, в Москве нельзя опускать руки, нельзя останавливаться. Это как течение реки, которое всё время норовит выбросить на берег. Тем и интересна столица – здесь больше возможностей выиграть, но и масса опасностей проиграть.
– Но сейчас уже можно делать выводы…
– Можно говорить, что мы прижились здесь. Мне кажется, стали свои в этом городе. Я востребован в театре, кино и на телевидении. Конечно, нам никогда не достигнуть уровня звёзд первой величины, если не произойдёт какого-то чуда. С другой стороны, время уходит, и то, что я мог сыграть в 30 лет, в 40 даётся уже не так легко. 40 лет – это серьезный рубеж, полжизни, как я считаю. Конечно, много сделано. Но, я думаю, что именно сейчас нужно как бы начинать жизнь заново, выходить на новый виток. А рождение Ваньки в августе – это своеобразный символ. Со старшим сыном Глебом мы тогда же посетили Израиль – Тель-Авив и Иерусалим. Окунулись в Иордан и почувствовали себя готовыми для новой жизни. Отчего-то было даже немного страшно. Ведь какая она будет, никто не знает… Надеюсь, что открытие большой сцены нашего театра станет событием не только для нас, актёров, но и в масштабах московской театральной жизни в целом. С этим мы связываем большие надежды. Театру почти 30 лет, из них 15 лет он ждал эту сцену. Думаю, что её ввод повлечёт за собой совершенно иной уровень внимания к тому, что мы делаем.
– А с сериалами складывается?
– Честно говоря, я даже не запоминаю все фильмы. Знаковых, на самом деле, было не так много – «Автономка», «Трюкачи», «Варенька». И есть масса проходных ролей, которые существуют ради зарабатывания и узнаваемости. Кино и театр – две вещи очень разные, и поэтому не у всех театральных артистов получается на экране. До приезда в Москву лично у меня не было никакого опыта съёмок. Во многих городах России, к примеру, в Екатеринбурге, есть свои студии. Почти во всех регионах, даже у соседей-волжан, существует свое телевидение. В Ульяновске, насколько я знаю, до сих пор даже не делают своих передач. Артисту там кроме сцены негде себя попробовать, и это ужас. Артист одним театром сегодня жить не может. Я вот, скажем, мечтаю попасть в какую-либо хорошую антрепризу. Не обязательно ради того, чтобы поездить по стране. Просто антреприза – это другой срез жизни: и люди, и взаимоотношения в коллективе, и режиссура. Встретились, чтобы сыграть, и опять разбежались – хочется попробовать и такой театр. Конечно, после «Автономки» были какие-то приглашения, но почему-то затихли. Да и в бесперспективной антрепризе участвовать не хочется. Работа должна приносить не только деньги, но и удовольствие от результата. С интересными артистами, не обязательно мегазвёздами…
– В большом, не сериальном кино, хотелось бы попробоваться?
– Вот его тоже пока не случилось. Это какие-то другие связи, видимо. Режиссёры приглашают людей, которых они знают. В нашем театре маленькая сцена. Сюда приходит не так много кастинг-менеджеров, которые могут заметить артиста и пригласить на роль в кино. Надеюсь, что с вводом в строй новой сцены такие люди будут захаживать чаще. Чем больше театр, тем больше внимания к его артистам… Мне, например, очень нравится историческое, костюмное кино. Когда в театре для спектакля «История лошади» мне делают гусарский грим, я думаю: «Боже мой, вот же оно, ну давайте уже снимать!» Ещё в ульяновском театре я переиграл много таких костюмных ролей.
– На родине Вы зарекомендовали себя поющим актером. Умение петь как-то пригождается сегодня?
– «Песни нашей коммуналки» и «Песни нашего двора» – музыкальные спектакли Театра у Никитских ворот, с которыми в своё время коллектив объездил полмира. В «Истории лошади» тоже много музыки. Публика любит песни и танцы, и это конёк Марка Розовского. То, что я пою и играю на гитаре, было большим плюсом, когда меня принимали в эту труппу.
– Но дальше театра это не идет?
– Здесь у меня нет никаких амбиций. У нас в коллективе есть артисты, которые параллельно заняты в мюзиклах. Но у меня к ним душа не лежит. Мне нравится драматическое пение, а для мюзикла надо специально заниматься вокалом, брать какие-то уроки. Никогда не участвовал в кастингах мюзиклов, хотя вокальных данных хватило бы. Может и соглашусь, если предложат.
– Ваш голос часто звучит за кадром разных телеканалов…
– «Семёрка» сейчас для меня закончилась, потому что канал продали. Но есть «Перец» (бывший «ДТВ»), где я озвучиваю программу «Улётное видео». Работаю закадровым диктором Первого канала в программе «Доброе утро». На НТВ, кроме «Главной дороги», есть проект «Говорим и показываем», там тоже звучит мой голос. То есть получается 5–6 постоянных работ. День, естественно, расписан. Днём – озвучка, вечером – спектакль. Свободного времени мало. С одной стороны, это хорошо, а с другой… Желательно, чтобы оно было!
– Как успеваете?
– За счёт того, что я хорошо вожу машину, и она у меня есть. Театр спокойно уживается с телевидением. Делаю свои озвучки в промежутках между репетициями и вечерним спектаклем. А вот если бы я был плотно занят в кино, то не нашел бы возможности сбежать. Хороший сериал требует ежедневной занятости, а «Главную дорогу» мы снимаем каждые вторник–среду. Поэтому мои «кинишки» снимаются, в основном, летом, когда у меня отпуск в театре и на НТВ. А автомобили я люблю, и передачи о них делаю с удовольствием…
– Есть роль, которую Вы мечтаете сыграть?
– Ещё в Ульяновске хотел сыграть Калигулу. Сейчас время уходит, и мечта, видимо, останется таковой. В данный момент конкретных замыслов нет, потому что я вступил в переходный возраст. Когда мечтать сыграть Гамлета и других молодых персонажей уже смысла нет, а помыслить о более возрастных героях я пока не успел. Многоточие…
– Любимые сыгранные роли назовете?
– В ульяновский период это Марк Волохов в «Обрыве». И, безусловно, Глумов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» – работа, с которой я приехал в Москву и сразу ввёлся в спектакль Театра у Никитских ворот. Это послужило большим плюсом, несмотря на то, что рисунок столичного спектакля немного отличается от того, в котором я играл в Ульяновске. Я пришёл и сразу показал, на что способен. Ещё Кавалер в «Мирандолине» – роль, о которой можно было только мечтать. И уже упомянутый князь Серпуховской…
– Как складывается карьера жены, чем живёт старший сын?
– Несмотря на то, что она родила в августе, 6 сентября Наталья уже играла свой первый спектакль. У неё в театре есть несколько главных ролей. В «Живом трупе» она играет Лизу Протасову, ещё есть Мирандолина… Женщинам всегда сложнее, это понятно. Количество ролей у мужчин больше. Поэтому занятость супруги немного меньше, чем у меня, но она тоже работает в «Утре» на Первом канале, на телеканале «ТДК» (телевизионный дамский клуб). Сейчас, конечно, она больше времени отдает ребёнку. Старшему сыну недавно исполнилось 15 лет. Он учится в школе на одни пятерки, занимается плаванием и английским.
– Актерскую династию продолжать не собирается?
– Нет. Хотя мы не ставили ему жёстких рамок. И он даже снимался вместе со мной в «Автономке», так что у него есть актёрский опыт. Ему нравится танцевать, общаться, однако сумасшедшего желания становиться артистом у него нет. Я тоже не сразу решил быть актёром и сделал свой выбор в одночасье, по окончании 10 класса, но у меня к этому времени не было других увлечений, а у него есть – языки. Мы ему сказали о перспективах, которые это для него открывает. И в свои годы он уже посетил шесть стран… Правда, мы с женой шутим, что продолжателем династии теперь может стать младший сын, а старшему придётся стать бизнесменом, чтобы зарабатывать деньги. Наталья сказала: никогда… На самом деле, они сами видят, как живут родители, и могут сделать выбор. Если наша профессия поманит, то мы поможем, чем сможем.
– Вам самому нравится Ваша профессия? А если бы можно было что-то изменить…
– Мне – нравится. Я жалею только об одном – о том, что не выучил язык. Если всё будет хорошо, мы с театром должны поехать на гастроли в Америку в мае. Приходится говорить сыну – научи. У англоговорящих гораздо больше возможностей. Ты как бы становишься «человеком мира». Если бы я владел языком, мог бы работать, к примеру, на канале «Russia Today», откуда мне на самом деле поступали предложения. И потом, было бы интересно пообщаться с артистами из других стран на фестивалях. А без языка порой чувствуешь себя неловко.
– На хобби, кроме автомобилей, времени совсем не остаётся?
– Я очень люблю баню, и хожу в неё (смеётся – прим. авт.) не только 31 декабря, но каждую неделю. Пивко, венички – всё как положено. Всем известные Сандуны – это пафосное место, а самый лучший пар в Москве в Селезнёвских банях, меня там знают.
– В Ульяновске бываете?
– Редко. Когда вспоминаю родной город, сразу представляется Волга. А сейчас ещё новый мост построили. Вообще, в Ульяновске я прожил больше, чем в Москве – тридцать лет против девяти. Я родился в 1971 году, а в столице живу только с 2003-го, поэтому там каждая улочка знакома мне до боли. Призываю ульяновскую публику ходить в театр как можно чаще. В Ульяновске очень хороший театр и замечательные актёры, которым я передаю привет.
Александр ФИЛАТОВ, Москва-Ульяновск