Один из наиболее ценных экспонатов Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова – портрет писателя работы петербургского художника Николая Аполлоновича Майкова.
С Майковым Гончаров познакомился в первые годы своего переезда в Петербург. Майков был участником Бородинского сражения, где пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству. Как к художнику к нему благоволил император Николай I. По его поручению Николай Аполлонович написал ряд образов для церкви Святой Троицы Измайловского полка, за что получил звание академика. Получил Майков известность и как исторический живописец.
Гончаров пришел в дом Майкова как преподаватель его детей – Аполлона и Валериана – и стал близким другом семьи до последних дней своей жизни. В рукописных журналах этого семейства появились первые произведения начинающего писателя. Этот литературно-художественный салон стал для Ивана Александровича своеобразной творческой мастерской. В 1884 году в письме к К.К. Романову Гончаров вспоминал: «Чтение было моей школой, литературные кружки того времени сообщили мне практику… Тут я только, а не в одиноком чтении и не на студенческой скамье, увидел – не без грусти, – какое беспредельное и глубокое море – литература… надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!..».
Портрет романиста работы Майкова был написан в i860 году. Писателю в это время было 48 лет. Гончаров находился в поре своего жизненного и творческого расцвета. Только что вышел в свет его самый знаменитый роман – «Обломов», который произвел огромное впечатление на современную автору литературную критику и читателей. В эту счастливую пору жизни и изобразил Ивана Александровича Майков.
В воспоминаниях современников сохранилось несколько портретных зарисовок Гончарова тех лет. Писатель, публицист и литературный критик Р.И. Сементковский писал о Гончарове: «…мужчина лет пятидесяти, небольшого роста, с пробритым подбородком, с начинавшими уже седеть густыми усами, бакенбардами и волосами, тщательно приглаженными… Я невольно любовался его тонким, правильным благородным носом, а главное – его глазами, умными, вдумчивыми и в то же время такими печальными, что самому вдруг грустно станет».
Литератор и критик А.П. Плетнев вспоминал: «В пору своего расцвета Гончаров был полный, круглолицый, с коротко остриженными русыми баками на щеках, изящно одетый мужчина, живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами. Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее патриархальный уклад, но при этом признававших западную культуру… Гончаров… по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских свойств, которые так ярко выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта и упрямство, скромность и вместе с тем гордость и некоторое славянское эпикурейство».
Многие годы портрет висел в квартире романиста на Моховой в Петербурге. Юбилейные торжества 1912 года, посвященные празднованию 100-летия со дня рождения нашего знаменитого земляка, стали толчком к дальнейшим поступлениям подлинных вещей писателя в Симбирск. В 1914 году Александра Ивановна Трейгут, экономка Гончарова и хранительница его имущества, передала портрет Николая Александровича работы Майкова на родину писателя.
Материал в рамках проекта, совместного с газетой «Ульяновск сегодня», к 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова подготовлен при содействии сотрудников Историко-мемориального центра-музея Гончарова