3-го марта на Совете по книгоизданию при правительстве Ульяновской области было произнесено очень много верных слов, но не сказано главное, – что ведущей фигурой книгоиздательского процесса является писатель. Конечно, поголовье тех, кто считает себя писателем, за последнее время в области резко увеличилось, но «удои и привесы» от этих литературных самозванцев, как были никчемными, так и остались.
На Совете по книгоизданию много о чём говорили, но только не о писателях. Да и о ком говорить, если писателями себя сейчас в области мнят несколько сот человек, учитывая и обитателей «Карамзинки». И все они норовят издаться и прославиться на весь крещёный мир. Красиво жить не запретишь, но должен же и для этой публики быть сделан укорот со стороны литературной критики. Нужен профессиональный разговор без скидок, но вот беда – где его вести? Раньше областные газеты раз в два-три месяца печатали обзоры творчества начинающих и более опытных литераторов, в которых давалась оценка их творческим потугам специалистами, чей профессионализм не вызывал никаких сомнений. Сейчас газеты не публикуют ни стихов, ни рассказов, и этим журналисты сами себе вредят как профессионалам, чьим рабочим инструментом является слово. На чём же его оттачивать, как не на оселке творчества?
При отсутствии критики любой графоман мнит себя художником слова на столько, на сколько позволяет ему фантазия. Она то и побуждает его любыми правдами и неправдами добиваться вступления в Союз писателей, который за последние двадцать лет полностью утратил свой авторитет и значение даже на столичном уровне. Про региональные организации СП России и говорить нечего, они – зачахли.
В 1991 году в Ульяновской области было двенадцать членов Союза писателей России, сегодня их уже больше сорока. Разбухание организации привело к размыванию критериев отбора. Писательские корочки получили у нас директор завода, другие охочие до славы номенклатурные господа-товарищи. Особенно вульгарным и безответственным был «призыв в литературу», который произвела бывшая помощник губернатора области Т. Сергеева в 2004-2005 годах, когда чохом в СП России были приняты сразу более десятка, слабо литературно одарённых, хотя и милых людей.
Этот «призыв» оказался неподъёмным для регионального отделения СП России, и оно стало медленно погружаться в непрофессионализм и духовную пустоту. Но апофеозом гибели «Титаника» ульяновской словесности стало даже не избрание, а молчаливое согласие членов СП с тем, чтобы региональную организацию возглавила О. Шейпак – весьма посредственный журналист. До этого казуса писательскую организацию возглавляли писатели, в чьём даровании ни у кого не возникало сомнений: Г. Коновалов, Н. Благов, В. Пырков, Е. Мельников, С. Матлина, Г. Дёмин. Даже Ю.Соколов, много навредивший Союзу, был настоящим писателем, но г-жа Шейпак со своим недавно опубликованным опусом «Абломов» явно выпадает из этого творческого ряда. Но окончательно нивелировала писательскую организацию ошибочная политика региональной власти, которая сделала ставку на увеличение числа якобы писателей, получающих финансовую поддержу на тиражирование своих, откровенно слабых, произведений. В писатели были зачислены все, кто этого хотел.
Чтобы противостоять дальнейшему упадку литературы, группа писателей в 2006 году создала журнал «Литературный Ульяновск», вокруг которого за пять лет сконцентрировались все лучшие творческие литературные силы области. До 2012 года в журнале было опубликовано более 100 художественных произведений (романы, повести, поэмы, рассказы, стихи, очерки, мемуары) и сформировался круг авторов (В. Сергеев, Л. Сурков, А. Никонов, А Перепелятников, П. Шушков, В. Кузнецов, М. Аверина, Е. Яговкина, Т. Булатова, Л. Никитина, Ж. Миндубаев и другие).
Большинство из них не являлись членами Союза писателей России, хотя по уровню своего дарования и вкладу в литературу вполне достойны называться писателями. Для того, чтобы отделить настоящее от поддельного, живое – от мёртвого, недавно ими было принято решение о создании совершенно нового творческого объединения литераторов – «Союз русских писателей в защиту русского языка».
Есть надежда, что сам факт создания такого союза писателей позволит возродить те требования, которые и должны предъявляться к русскому писателю – талант , любовь к Отечеству и верность традициям русской классической литературы.