В Музее современного искусства уже поселилось самое яркое и теплое время года.

За летнее настроение отвечают будущие дизайнеры УлГУ.

Под проект “В ожидании лета” отдали два зала. Заведующая музеем Елена Сергеева рассказывает, как в разгар зимы ехала в маршрутке и, глядя на монохромное уныние за окном, вспомнила строчки Евгения Бачурина:

– “Мы живем в ожидании вишен, в ожидании лета живем, а за то, что одной лишь надеждою дышим, пускай нас осудят потом…”. И вот это “ожидание лета” выросло в проект, идеей которого я поделилась с Натальей Васильевной Ушаковой, преподавателем, доцентом кафедры художественного проектирования УлГУ. Мы решили, что эту выставку будем готовить не с большим количеством студентов, а маленькой группой, чтобы ребята работали спокойно, вдумчиво, долго, хотелось создать некую ауру камерности, волшебства. У музея есть такой опыт работы, как творческая молодежная лаборатория. Но раньше было так – мы проводили тренинги, давали задания, ребята трудились над ними и приносили готовые проекты для выставки. Впервые лаборатория заработала в стенах музея, я так давно к этому стремилась! Творили прямо здесь. Такой подход рождает атмосферу, появляются спонтанные решения. Для меня наблюдать за процессом было столь же интересно, сколь потом смотреть на готовую выставку. Мы с Натальей Васильевной не давили на студентов, даже если у нас было иное видение того или иного решения. Получилась фантазия на заданную тему, полная самореализация.

Один из двух залов отдан во владение летнего дождя. Кажется, вдыхаешь воздух, и в нем угадывается высокая концентрация озона, а над головой слышно шуршание капель по крыше. Для этого выставочного уголка студентки изготавливали фантазийные зонтики. Эти экспонаты “читаются” по-разному – то ли спицы зонта, то ли нити паутины. И каждая вещь на выставке многозначна, может вызывать ассоциации, интерпретации. Вот нагромождения белой ткани – может, это сугробы, таяния которых мы так ждем, и ли марля на окне, распахнутом в лето, пена моря или кущи черемухи…

– Мы собрали все символы, которые у каждого из нас ассоциируются с летом, – рассказывает Зинаида Осипова. – Для кого-то лето – это деревня, поэтому на выставке появились курятник, чучело и сено. Кто-то вспоминает о блаженном безделье, и мы повесили гамак.

– Понравилось создавать странный хаос, которой потом превращается во что-то конкретное, художественное. Это была некая игра, – продолжают Анастасия Иванова и Тагуи Матевосян.

Авторы экспозиции – студенты третьего курса специальности “Дизайн костюма”. В оформлении помогал второкурсник Денис Ерохин. У музея современного искусства давние связи с университетом, этой дружбе почти 15 лет. А самому музею скоро исполняется 20, и таких интересных проектов, по словам Елены Сергеевой, в юбилейном году будет много.

– Наши ребята участвовали в художественных акциях музея “Сама по себе кошка”, “Обломов”, “Сальвадор Дали в Ульяновске”, выставке экологических плакатов, – вспоминает Наталья Ушакова. – На этот раз специалисты музея не просто дали студентам помещение, а подарили возможность реализовать свои фантазии, мастерство и получить выставочный опыт, который очень ценен для любого художника.

Организаторы говорят, что на выставке спрятано немало “секретиков” – подобных тем, что мы делали в детстве под осколком бутылочного стекла. Отыщите их и получите привет от лета.

Самые известные летние образы в искусстве

Валентин СЕРОВ, “Девочка с персиками”, 1887 г. Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена двенадцатилетняя Веруша Мамонтова. Художник так отзывался о работе: “Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах, вот как у старых мастеров”.

Карл БРЮЛЛОВ, “Итальянский полдень”, 1823 г. “Полдень” стал причиной разрыва художника с Императорским обществом поощрения художеств. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует “классическим идеалам” красоты. Натурщицей стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Аркадий ПЛАСТОВ, “Летом”, 1954 г. У нашего земляка немало картин, живописующих колоритное, яркое и сочное лето в деревне. Большинство из них изображает труд: лето – самая жаркая пора для села. Но именно на этом полотне, где время года вынесено в название, художник позволил себе показать редкие минуты отдыха своих земляков – удовольствие и блаженство, разлитые в самой природе.

Винсент ВАН ГОГ, “Подсолнухи”, 1887 г. Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. “Небесный свод – восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи – бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского… Мне не удается написать нечто столь же прекрасное…”. Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Позже ему стало незачем платить за аренду и пришлось выехать из “желтого домика”, который он так мечтал украсить своими “Подсолнухами”. Великолепный замысел – серия панно – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты стали символом живописи Ван Гога.

Алексей ВЕНЕЦИАНОВ, “На жатве. Лето”, середина 1820-х. Критики писали о картине: “Кому еще в русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину “Лето”, где за несколько угловато посаженной бабой, с чуть выправленным профилем, расстилается чисто русская, уже вовсе не выправленная природа: далекая, желтая нива, зреющая в раскаленном, насыщенном солнцем воздухе!”

Ольга НИКОЛАЕВА