Алексей Синицкий
Техническое обслуживание больших самолетов имеет свои особенности — прежде всего им требуется достаточно вместительный ангар. Поэтому вполне естественно, что обслуживание крупногабаритных самолетов развивается на ульяновском авиазаводе “Авиастар-СП”, где выпускались и продолжают модернизироваться самолеты Ан-124 “Руслан” (сейчас, кстати, там прорабатывается вопрос о возобновлении их серийного производства).
Aвиакомпания “Трансаэро” начала полеты на пассажирских самолетах семейства Boeing 747 летом 2005 г. До этого, примерно годом ранее, самолеты Boeing 747 в грузовой модификации начали эксплуатироваться в авиакомпании AirBridgeCargo (входит в группу компаний “Волга-Днепр”). В 2006 г., когда у “Трансаэро” возникла потребность в ангаре уникальной размерности и оснащенности для организации технического обслуживания (ТО) самолетов Boeing 747, началось сотрудничество авиакомпании с ЗАО “Авиастар-СП”. В том же году руководство ЗАО “Авиастар-СП” направило специалистов ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис”” — специализированного дочернего предприятия по модернизации, ремонту, доработкам и техническому обслуживанию самолетов — на трехмесячную стажировку в “Трансаэро”. (ЦТО и РАТ — Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники. — Прим. ред.)
Первые ВС “Трансаэро” начали поступать на обслуживание в ноябре 2006 г. — к тому времени в Ульяновске была развернута линейная станция периодического технического обслуживания (ЛСТО) этой авиакомпании, которая прошла сертификацию европейского агентства по безопасности авиаперевозок EASA (European Aviation Safety Agency).
Для выполнения работ используется производственный ангар размерами 108 м в длину, 96 м в ширину и 32 м в высоту, специально предназначенный для обслуживания ВС большой вместимости.
В Ульяновске развивается техобслуживание самолетов Boeing 747, Ан-124, Ил-76К настоящему времени объемы сотрудничества “Трансаэро” и ЗАО “Авиастар-СП” существенно выросли, и сейчас персонал станции ПТО “Трансаэро” в Ульяновске насчитывает более 90 чел. На станции выполняются периодические формы ТО на широкофюзеляжных самолетах Boeing 747-300/400 и Boeing 777-200/300 в объемах A-chесk и его производных, до 2Y-check включительно. В 2011 г. на станции ПТО в Ульяновске самолеты “Трансаэро”, по данным авиакомпании, прошли обслуживание 122 раза: 49 раз самолеты Boeing 747 и 73 раза самолеты Boeing 777.
ЗАО “Авиастар-СП” обеспечивает выполнение ТО самолетов авиакомпании “Трансаэро” за счет предоставления аренды оборудованного ангара и стоянок, средств наземного оборудования, телескопических потолочных платформ, спецгазов, спецтоков, производственных, офисных, складских и бытовых помещений.
Результатом роста объемов сотрудничества стало заключение в 2011 г. меморандума о сотрудничестве между “Трансаэро” и ЗАО “Авиастар-СП”. Как сообщил АТО.ru технический директор “Трансаэро” Михаил Коробович, “подписание соглашения означает, что мы довольны обслуживанием в Ульяновске и хотим продолжать наше сотрудничество”. В рамках подписанного меморандума было достигнуто соглашение с ЗАО “Авиастар-СП” о предоставлении дополнительных производственных, бытовых, складских и офисных помещений для расширения производственной деятельности авиакомпании “Трансаэро”.
Традиционно в Ульяновске также осуществляется продление ресурса летной годности, модернизация и послегарантийное обслуживание грузовых самолетов Ан-124 “Руслан”, техническое обслуживание всех модификаций Ту-204 и Ил-76ТД. Пока основную часть работ по техническому обслуживанию и модернизации самолетов Ан-124 “Руслан” выполняет “Авиастар-СП” с участием ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис””. Однако, поскольку в производственной программе ЗАО “Авиастар-СП” до 2025 г. предусмотрено восстановление выпуска “Русланов”, серийное изготовление самолетов Ил-76, Ту-204, Ту-204СМ, то планируется все работы по ремонту, восстановлению, модернизации авиационной техники, а также послепродажное сопровождение воздушных судов постепенно передать в ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис””. Тогда ЗАО “Авиастар-СП” сконцентрируется на выпуске новых воздушных судов и производстве запасных частей, в том числе и для ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис””.
ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис”” работает на рынке ТОиР более 12 лет и имеет необходимые лицензии и сертификаты соответствия на право выполнения работ по модернизации, ремонту, доработкам и техническому обслуживанию самолетов Ан-124-100 и Ту-204, выданные авиационными властями России, Египта, Кубы. За это время выполнены и успешно продолжаются работы по ТОиР самолетов Ан-124, Ту-204 в интересах Министерства обороны РФ, авиакомпаний “Волга-Днепр”, “Полет”, Red Wings, “Владивосток Авиа”, Cubana de Aviacion, Cairo Aviation и других.
В 2010 г. ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис”” прошло сертификацию и получило право на техническое обслуживание грузовых самолетов Ил-76ТД и самолетов деловой авиации Super King (B-300) фирмы Hаwker Beechcraft. В 2011 г. начаты работы по ТОиР указанных самолетов.
В перспективе ЗАО “ЦТО и РАТ “Авиасервис”” рассматривается в качестве провайдера услуг по ТОиР в направлении как самолетов парка Ту-204, так и самолетов транспортной авиации. По словам представителей компании, уже сегодня проводится большая работа по доработкам и продлению ресурса агрегатов и узлов самолетов Ту-204 авиакомпаний “Владивосток Авиа” и Red Wings. Кроме того, выполняются необходимые модернизации и установка дополнительного оборудования на ВС Ту-204 и Ил-76ТД в соответствии с требованиями ICAO и Eurocontrol. Основными клиентами организации выступают авиакомпании “Владивосток Авиа”, Red Wings, Cairo Aviation и др.