Об этом Елена Скрынник сообщила во время «круглого стола», который прошел в рамках Всероссийского аграрного форума в Уфе. На нем представители ведущих товаропроизводителей из разных регионов Российской Федерации обсуждали новую восьмилетнюю Государственную программу развития агропромышленного комплекса до 2020 года.
Важнейший вопрос, который учитывался при разработке Госпрограммы, – это вопрос присоединения России к ВТО. Переговоры велись 18 лет, и, как результат, условия для АПК – одни из лучших из тех, на которых страны вообще присоединялись к этой организации. Длительные переговоры фактически позволили выиграть время, перевести наше сельское хозяйство на траекторию роста и создать базу для конкуренции с иностранными производителями.
– У нас появляется возможность работы не только на нашем рынке, но и недискриминационного доступа на рынки других стран, – заявила Елена Скрынник. – Поэтому главная задача – повышение конкурентоспособности отечественного АПК. Для этого, во-первых, у нас есть возможность увеличения объемов государственной поддержки до 9 млрд долларов. И это только поддержка в рамках «желтой корзины» (субсидирование кредитов, поддержка племенного животноводства, субсидии в растениеводстве и животноводстве).
Из запланированных на 2012 год 170 млрд рублей, или 5,6 млрд. долларов, государственной поддержки, на «желтую корзину» приходится около 70% – 3,8 млрд долларов. Это почти в 2,5 раза ниже начальных обязательств и меньше обязательств на 2018 год (4,4 млрд долларов).
При этом «зеленая корзина» – не ограничивается. Это относится к строительству жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидии на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации.
Таким образом, присоединение России к ВТО не приведет к сокращению поддержки сельского хозяйства.
Во-вторых, эффективность поддержки и структурирование ее «по корзинам» будет повышаться. Это позволит вывести значительную ее часть из-под ограничений.
В рамках «зеленой корзины» возможна реализация программ развития регионов, которые рассматриваются как неблагоприятные для ведения сельского хозяйства. Сейчас готовятся критерии для определения таких регионов.
В-третьих, по условиям присоединения к ВТО Россия сохранила возможность использования импортных пошлин по большинству видов сельскохозяйственной продукции практически на действующем уровне, а также квотирования импортных поставок (мяса птицы, свинины, КРС, молочной сыворотки). При этом принято решение о выделении дополнительно 6 млрд рублей ежегодно в течение 3х лет на поддержку глубокой переработки свинины.
В-четвертых, в подготовленной Министерством Государственной программе до 2020 года учтены все необходимые меры по поддержке АПК в условиях присоединения к ВТО. Предусмотрены программы по развитию инфраструктуры, социальному развитию села, мелиорации.
В-пятых, у России сохраняется возможность проведения антидемпинговых расследований в отношении недобросовестных партнеров.
Вместе с тем, совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка, Министерством разработан комплекс дополнительных мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО.
Подготовлены предложения по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление льготы по налогу на прибыль (0%) до 2020 года (с 2013 года он будет увеличен с 0% до 18%, а в 2016 году – до 20%), а также продление льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года.
Необходимо увеличить финансирование программ по строительству жилья, развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктур в сельской местности. Такие государственные инвестиции правилами ВТО не ограничиваются и могут быть использованы для привлечения молодых предпринимателей к работе в сельской местности.
Необходимо принять решение о субсидировании процентных ставок по кредитам на строительство и приобретение жилья.
Сохранить размер субсидии на уровне 100% от ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного и мясного скотоводства (80% – по другим направлениям). При этом увеличить сроки субсидирования таких кредитов с 8 (11 с пролонгацией) до 15 лет.

Меры по укреплению функций и полномочий Министерства и Россельхознадзора
Необходимо:
– сформировать ведомственную сеть научно-исследовательских учреждений, институтов, лабораторий, центров, в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений;
– наделить Министерство и Россельхознадзор дополнительными полномочиями и увеличить штатную численность с учетом задач по адаптации АПК к условиям ВТО.
Необходимо усилить таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы, а также внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а значит – выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям.
Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО.