Издавна казачество было оплотом Руси, ее силой, гордостью и отвагой. Казаки были не только защитниками родных рубежей, но и хранителями богатейшей русской культуры, ее традиций, основателями сел.
Сегодня потомки российского казачества в Ульяновской области ратуют за возрождение народной культуры и боевых традиций своих дедов и прадедов.
Большое внимание этому вопросу уделяют карсунские казаки. По одной из версий происхождение названия этого рабочего поселка произошло от города Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский, Украина), из которого сюда были переведены казаки. Из истории известно, что в 1647 году под руководством воеводы Богдана Хитрово была возведена оборонительная линия, призванная защитить российскую землю от опустошительных набегов калмыков, нагайцев, крымских татар. Одним из основных укрепленных пунктов стал Карсун, расположенный в двух километрах от засечной черты у реки Барыш, на возвышенности. Недалеко от города располагались три слободы: Казачья, Стрелецкая и Пушкарская. В Казачьей основную часть населения представляли донские казаки, состоявшие на службе у государя.
19 ноября прошлого года на старинной карсунской земле возродилось казачество: решением Организационного Казачьего Круга в рабочем поселке восстановлена казачья станица и выбран станичный атаман – начальник службы судебных приставов Дмитрий Николаевич Мухин.
Эту должность Дмитрий Николаевич получил неслучайно. Сельчанин является представителем древнего казачьего рода (его прадед воевал в составе казачьего формирования во время Первой мировой войны) и инициатором восстановления казачества, в 17 веке защищавшего рубежи России на Карсунско-Симбирской засечной черте.
Новый атаман дал присягу на верность России, православной вере и казачьим обычаям, получил благословение Православной Церкви на свое служение и наказы от старейшин казачьего сообщества. Мухину был вручен пернач – символ власти и присвоено звание есаула. Сам атаман скромно называет себя первым среди равных.
– Казаки, по сути, беглые крестьяне, – объясняет Дмитрий Николаевич. – Эти люди освободились от господского гнета и заявили о своем стремлении к свободе. А в обмен на волю обязались платить налоги и охранять государство. У казачества своя культура, традиции. Словом, это отдельная республика. У нас своя форма и даже воинские звания по-другому звучат – майор называется есаулом, лейтенант – поручиком. Есть свой праздник, который отмечаем 1 сентября – день Донской Иконы Божией Матери. В этот день донские казаки передали в дар великому князю Дмитрию Донскому икону в честь победы в Куликовской битве.
Само казачество всегда заявляло о себе как об оплоте Православия и защитнике христианского мира. В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе. Казаки молились, отправляясь в поход, и служили благодарственные молебны по возвращении из него. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах.
Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству.
– Наши казаки будут обеспечивать безопасность крестным ходам и другим церковным мероприятиям, – рассказывает Дмитрий Николаевич.
Другой немаловажной задачей карсунского казачества атаман считает военно-патриотическое воспитание детей. Планируется организация летних трудовых лагерей для молодежи. Кроме того, в обязанности казаков будут входить функции по охране леса во время пожароопасных ситуаций и общественного порядка в поселке. Особое место отведено изучению истории родного края, налаживанию связей с казаческими объединениями и за пределами области.
– Налаживаем отношения с казаками из украинского города Чигирин, который еще называют сердцем казачества, – поясняет Мухин. – По летописным данным оттуда идут наши корни.
В завершение беседы Дмитрий Николаевич рассказал о том, кто может пополнить ряды казачьей станицы.
– У нас на сегодня 53 регистрируемых человека. Чтобы попасть к нам, не обязательно иметь родословную, главное -поддерживать традиции. Любой желающий приходит к нам и пишет заявление на имя атамана. Мы ему назначаем испытательный срок, во время которого он соблюдает порядки, принятые Уставом, не хулиганит, не пьянствует. И потом уже составляем характеристику на новобранца и затем, в кругу всех казаков станицы, который собирается раз в год, принимаем решение о принятии.
Вера Виноградова