Сельские дети близки к земле и знают о проблемах аграрного производства не понаслышке, но, несмотря на это, многие из них после окончания школы едут в город. Поэтому на селе ощущается острая нехватка молодых специалистов, причем во всех отраслях: в сельском хозяйстве, медицине, образовании. Одним из способов решения данной проблемы является создание агротехнологических классов в сельских школах. С 1998 года эта программа успешно работает в Павловской средней общеобразовательной школе.
– Класс-лицей с агротехнологическим уклоном – это профильный старший класс, где увеличено количество часов по биологии и химии, – объясняет учитель Татьяна Викторовна Пронина. – Это способ показать нашим детям, что для того, чтобы стать успешным, не нужно уезжать из родных мест, что село нуждается в них.
Агротехнологический класс курирует Ульяновская сельскохозяйственная академия. Это дает возможность выпускникам, успешно сдавшим экзамены, поступить в Сельхозакадемию по целевому набору. Но даже если кто-то и не поступит, то получит огромный опыт и знания, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Ребята ставят занимательные опыты, сажают деревья, выезжают на «круглые столы» с руководителями местных сельхозпредприятий, встречаются с преподавателями университета.
Очень часто для учеников нелюбимыми предметами оказываются химия и биология. Но уроки Татьяны Викторовны дети посещают с удовольствием. И дело не только в умении педагога передавать знания, но и в его личностных качествах.
– Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Быть учителем – это и значит «жить», – признается Пронина. – Не всем химия и биология даются, но мы не боимся ошибаться. Важно любить детей, и ни в коем случае нельзя кричать на них. В этом, наверное, и есть секрет взаимопонимания между учителем и учеником.
Татьяна Викторовна – местная, павловская. О том, чтобы уехать жить в город, даже не думала. После окончания Ульяновского педагогического института вернулась в родную школу. Только уже не в качестве ученицы, а преподавателем биологии и химии. С тех пор прошло 13 лет. За эти годы ученики Прониной завоевали много наград на олимпиадах и конкурсах по профильным предметам.
– В прошлом году мы стали победителями внутривузовской олимпиады, завоевали второе место по исследовательским работам, – с улыбкой рассказывает Татьяна Викторовна. – И нашей главной гордостью стала победа во Всероссийском конкурсе экологических проектов «Человек на Земле», за что мы получили диплом, подписанный советским физиком Петром Леонидовичем Капицей.
Не удивительно, что ребята занимают призовые места, ведь Павловская школа оснащена по последнему слову техники. Здесь созданы отличные условия и для учебы, и для занятий творчеством. Все учебные кабинеты оборудованы интерактивными досками, мультимедийной техникой. Имеется современная лаборатория для практических работ, кабинет информатики, тренажерный зал, а для детей с ограниченными возможностями – релаксационный класс. Всё это укрепляет у детей любовь к родной школе, воспитывает в них чувство своей значимости и желание учиться.
– У нас очень хорошая школа, здесь работают грамотные педагоги, – делится десятиклассница Валентина Сахнова. – Я с первого класса отличница. Кроме учебы занимаюсь хореографией, учусь игре на гитаре. Люблю химию и биологию. После школы буду поступать в медицинский университет. А потом вернусь в Павловку. Мне очень дорого это село, ведь я здесь родилась, здесь мои родные, друзья. И я хочу быть полезной своей малой родине.
Настя Соколова