До конца марта руководство всех УК, ТСЖ, ЖСК обязано отчитаться перед жильцами многоквартирных домов о выполнении договора управления за 2011 год. Однако сегодня в Ульяновске большинство управляющих организаций вообще никак не отчитываются перед собственниками помещений в многоквартирных домах или делают это настолько формально, что люди не могут связать набор работ и услуг, их периодичность, объем и качество с деньгами, которые они платят.
В статье 162 Жилищного кодекса (о договоре управления многоквартирным домом) говорится о том, что управляющая организация ежегодно в течение первого квартала предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не предусмотрено договором управления многоквартирным домом («иное» – если, например, собственники хотят, чтобы перед ними отчитывались раз в полгода или раз в квартал).
Основная задача ежегодных отчетов управляющих компаний – сделать их работу прозрачной, раскрыть жителям, как формируется тариф по строке «текущее содержание и текущий ремонт жилья». По итогам отчета жители принимают решение, оставаться ли им дальше с этой УК или поискать новую, а то и вовсе сменить форму управления домом.
В настоящее время многие управляющие организации к своей обязанности ежегодно отчитываться перед жильцами относятся с пренебрежением или же подходят к процессу чисто формально.
В попытке собрать впечатления об отчетах управляющих организаций я перебрал два десятка человек, живущих во всех районах города, однако все как один заявляли, что ни разу не присутствовали на отчетном собрании и не видели никаких документов от УК. Причем мало кого из них можно упрекнуть в излишней пассивности в деле управления своими домами. Ни разу не слышал отчета от своей ДУК и я сам, хотя семь лет являюсь собственником одной из квартир дома №3 по улице Минаева и стараюсь посещать все общедомовые и общеподъездные собрания. Очевидно, что в городе нет единой системы подготовки к проведению отчетной кампании, хотя такая обязанность возложена на районные администрации и комитет ЖКХ.
– Отчеты должны готовиться по каждому дому в отдельности, в то время как крупные УК в лучшем случае предъявляют обобщенный документ по всему жилому фонду, при этом искренне удивляясь: «Мы что, должны отчитываться по каждому из ста домов?» – говорит советник губернатора по вопросам ЖКХ и строительства Вячеслав Ярош. – В этом случае сразу видны факты так называемого перекрестного субсидирования, когда средства, собранные с жильцов одного дома, направляются на ремонт другого – довольно распространенное сегодня грубое нарушение со стороны УК.
В попытке объяснить свое бездействие коммунальщики часто ссылаются на пассивность жильцов, которые якобы не очень хотят знать, что происходит с их домом. Однако сегодня такое оправдание становится необоснованным. Ежемесячно получая платежки на 4-5 тысяч рублей, большинство людей, по меньшей мере, хотели бы знать, за что они отдают такие деньги.
Порой достоверную информацию о потраченных средствах и выполненных за год работах невозможно получить от УК даже в ответ на запрос собственников: коммунальщики в лучшем случае предоставляют просто набор работ, якобы выполненных в истекшем году, без предоставления смет, бухгалтерских документов и так далее, мотивируя это коммерческой тайной. Вместе с тем такая мотивировка является недопустимой, так как отчет о финансово-хозяйственной деятельности предоставляется собственникам только в отношении деятельности по управлению их многоквартирным домом и в отношении их собственных средств.
Есть еще одна проблема. Жилищным кодексом не дано каких-либо указаний о том, в какой именно форме должен быть составлен и предоставлен жильцам отчет.
По словам Вячеслава Яроша, поскольку УК оказывает коммунальные и жилищные услуги и выполняет определенные виды работ, отчитываясь при этом перед собственниками жилых помещений, договор управления многоквартирным домом условно можно приравнять к агентскому договору, определенному Гражданским кодексом РФ. По мере исполнения такого договора (либо по окончании его действия) агент предоставляет отчет, к которому прикладывает документы, подтверждающие произведенные расходы.
– Исходя из этого, отчет управляющей организации должен содержать подробную информацию о расходовании денежных средств, с обязательным приложением копий первичных документов, – считает он. – Документ должен быть максимально детализирован, наполнен исчерпывающей информацией о состоянии общего имущества, выполненных работах, их стоимости, причем эта информация должна быть предоставлена в понятном, удобном виде (таблицы, графики, диаграммы).
Отчеты нужны не только собственникам, но и самим УК, так как позволяют информировать жильцов о том, в каком состоянии находится общее имущество, насколько высока платежная дисциплина жителей и т.д., считает Ярош:
– В большинстве случаев ни о результатах проведенных работ, ни об их фактической стоимости собственник не имеет понятия. Жильцы видят результат лишь некоторых услуг и работ. Например, о состоянии внутри-домового инженерного оборудования они судят, как правило, после возникновения аварийной ситуации. Именно поэтому те управляющие организации, которые в условиях ограниченного финансирования предпочитают проводить работы по предотвращению аварийных ситуаций на внутридомовых сетях, жертвуя при этом, например, уборкой подъездов, никогда не дождутся благодарности от жильцов. Хотя всем известно, что дешевле аварию предотвратить, чем устранять сначала ее последствия и только затем причины. Убедить жильцов в необходимости планомерно проводить капитальный ремонт общего имущества, как правило, не удается. И наоборот, достаточно сделать косметический ремонт в подъезде, чтобы завоевать некоторое доверие граждан.
Вадим ПИЛЮКОВ