По хоккейным меркам даже прошлого века, он встал на коньки поздно – в 13 лет. Да и то потому, что друзья за компанию позвали в секцию. Держался на коньках поначалу неважно, тренер решил “заполнить” им вратарскую вакансию. Теперь об этом никто не жалеет. У вас в гостях – очередной герой “Бронзовой серии”, многолетний голкипер “Волги” Олег Шубин.
– Попал в спорт почти случайно, но в историю хоккея с мячом вошел прочно. У кого тренировался, с кем начинал?
– У Владимира Васильевича Михайлова мы занимались зимой хоккеем, летом – футболом. А вот специализацию свою я определил у Васильева в 78-м году. Конечно, мой самый давнишний партнер – Сергей Евдокимов, тоже заволжский житель. Потом, когда уже дорос до сборной области, познакомился с Андреем Савосиным, Игорем Прахтом,Владимиром Ивановым, димитровградцами Мастрюковым, Бурхановым, Хасиятуллиным.
– Запомнился самый первый матч в основном составе команды мастеров в высшей лиге?
– Выиграв первую лигу весной 1984 года, “Волга” вернулась в класс сильнейших. Но в межсезонье Леонард Мухаме-тович Мухаметзянов закончил карьеру, Саша Господчиков уехал, Андрея Грехова забрали в армию. Я остался основным вратарем. И вот осенью того же года мы играли стартовый матч чемпионата СССР в Алма-Ате (24 ноября ульяновцы сыграли с местным “Динамо ” вничью -4:4. – Прим. О.Т.), где и дебютировал.
– Дрожь в коленках была?
– Да у меня всю жизнь перед каждой игрой был легкий мандраж. Главное, чтобы он прошел в самом начале матча. А для этого психологически важно сразу почувствовать мяч, поймать кураж. Тогда приходит уверенность и все по барабану, знаешь: как бы ни били – все равно поймаю. А бывает – пропустишь на первых минутах – и неуверенность на весь матч обеспечена. Основное правило вратаря в том и заключается: что бы ни случилось на поле – забудь, не забивай голову и даже после быстрого гола начни все сначала.
– Что или кто мог во время игры вывести тебя из равновесия?
– Только судьи.
– Назови “любимчиков” своих и тех, кто тебя особенно “привечал”.
– Можно без имен? А вот эпизод – пожалуйста. Играем в Оренбурге. Хозяева посылают мяч в свободную зону, но там игрок в явном положении вне игры. Однако свистка нет. Я “озверел”, полетел навстречу, причем, не скрываю, – чтобы снести наглеца! И вдруг вижу – это Рома Хабибуллин! По тормозам, “дарую жизнь” – наш же человек… А этот “наш человек” объезжает меня и закатывает мяч в сетку. Я “зверею” уже по-настоящему и высказываю судье все, что о нем думаю. Он -в карман, за красной карточкой. Еле-еле уговорил ограничиться 10-минутным штрафом…
– Что испытывает вратарь, когда ему назначают пенальти?
– Все плюсы здесь – на стороне бьющего. Многое, правда, зависит от игровой ситуации. Если счет крупный, то над нападающим ничего не висит – спокойно вышел и пробил. Над вратарем, правда, тоже ничего не висит – мячом больше, мячом меньше… Другое дело, когда счет скользкий. Тут у нападающего свой мандраж, а у вратаря -бешеное желание выручить команду. На мой взгляд, в этой ситуации психологическое преимущество на стороне вратаря. И команда это понимает. Если даже не выручит – ему плохого слова никто не скажет.
– А уж если выручит… Как ты, например, в ключевой игре “бронзового ” сезона в Кирове. Помнишь?
– Очень хорошо. Важнейший матч, нервы на пределе, и на тебе – левый пеналь! Это мое мнение, но я до сих пор уверен – нарушение было до радиуса. Злость взяла страшная, желание не пропустить было сильнейшее. Наверное, это и помогло. К тому же Сереге Фоминых было намного сложнее – он же обязан был забивать…
– Какие еще матчи, отдельные моменты того сезона остались в памяти?
– Страшное фиаско в первой игре в Архангельске и феерия в ответной, когда мы отомстили “Воднику”. И несправедливо засчитанный нам четвертый мяч в игре против “Сибсельмаша” (решающий матч полуфинальной серии 4 марта 1997 года “Волга” проиграла со счетом 2:4. – Прим. О.Т.). Мы ведь проигрывали 0:3, два гола отыграли, заперли хозяев на их половине, они только контратаки проводили. Даже хоккейный бог был на нашей стороне, когда Юрьев с 12-метрового в перекладину попал. А вот судьи чистый офсайд не свистнули…
– Любимые-нелюбимые города, команды, игроки?
– Не любил приезжать в Киров – всегда серость вокруг, пасмурно. Вот соседний Сыктывкар – другое дело: компактный, уютный. По хоккейному восприятию вне конкуренции – Иркутск. Какая в их “чаше” всегда была атмосфера, как там болели. Но самое главное – как уважительно относились к гостям, не говоря уже о своих хоккеистах.
Команды по ранжиру никогда не разбивал. Всегда любил играть против сильных московского “Динамо”, “Енисея”. У меня настрой на такие матчи буквально изнутри рождался, ничего дополнительно придумывать не надо было.
Игроки… Специальную статистику не вел, но мне кажется, что Сергей Ломанов не так уж много мне забил. И обратный пример – Валерий Чухлов из Хабаровска. Он с мячом едет, а у меня в голове: “Ну что может этот невысокий, неброский с виду игрок сделать?”. И тут летит “граната”…
– Самый обидный гол в твоей карьере?
– Да за двадцать с лишним лет ляпов-то набралось прилично. Помню, принимали дома “Строитель” (16 января 2002 года. – Прим. О.Т.). До этой игры мы постоянно выходили на лед в желтой форме. Здесь же сыктывкарцы приехали в желтых цветах – другой, видимо, у них не было, пришлось переодеться нам. Где-то на первых минутах ввожу мяч в игру, вижу – рядом игрок в желтой форме. Как обычно, кладу ему мяч на клюшку. И тут же вижу – не наш! Но было поздно – парень быстро сориентировался и забил мне гол. Расстроился я, конечно, что и говорить. Хорошо, что мы тот матч выиграли (5:3. – Прим. О.Т.). Конечно, курьез запомнился. Еще досадно пропускать мячи метров с тридцати. Особенно, если именно из-за твоей ошибки свели матч вничью или вообще проиграли.
– И виноват вратарь?
– В нормальной команде и побеждает, и проигрывает вся команда. Меня, во всяком случае, ни разу не обвиняли в поражении. Так ведь человека можно убить психологически. Вот взять тот же случай с Сыктывкаром – он очень показательный. Закончилась игра Помылся, бреду по павильону, прохожу мимо открытой двери тренерской. Евгений Георгиевич Ман-кос увидел, попросил зайти. “Что нос повесил?”, – спрашивает. “Накосячил”, – отвечаю. “Спокойно. Ничего страшного. Забыть. Следующая игра – ты в основе”, – поставил точку Ман-кос.
– Всем известно, что своими шуточками-розыгрышами ты многих доводил до белого каления. Откуда такая страсть ко всякого рода хохмам?
– Чувство юмора или есть или нет. Раз получается, если делается это без оскорбления, то почему бы и нет?! Тем более, что прикалывался не только я, но и надо мной. Про канат же уже вспоминали в “Бронзовой серии”, не так ли?
– И про знаменитые стандарты на спор с Шубиным и Евдокимовым в главной роли тоже…
– Рискну дополнить. Знали все, но все попадались. Номер-то был отработан до мелочей. Идет тренировка, дошли до ударов. Я евдокимовские беру все, а от намеченной “жертвы” мячей пять подряд пускаю. Человек и расслабляется. И тут Серега к нему откуда-нибудь сбоку подъезжает: “Да ты сегодня в форме, может, спорнем?”. Дальше все по сценарию. Серегины залетают все, а от его соперника, какой бы он великий ни был, на мяч-другой я всегда собирался.
– Раньше практически любая поездка русских за грани-цу добавляла в копилку хохм и приколов новые эпизоды. Припомни и ты что-нибудь.
– Не секрет же, что туда все русские везли водку, сигареты – на реализацию, чтобы валюту дополнительную получить, “затариться” в обратку импортом. Спортсмены – не исключение. Вот мы как-то прилетели в Швецию, и я быстренько от своих запасов избавился. Подошел один из наших: “Помоги, ловко у тебя это получается”. Я ему: “Не вопрос. Главное – найти, куда обратиться. Тут большие магазины не нужны, надо мелочевку какую-нибудь найти, кафешку типа – там с этим все просто”. Прогулялись, нашли. Заходим, я ему заветные слова сообщаю: “Иди к бармену, скажи “Рашен водка” – и все, считай, валюта у тебя в кармане”. Саня идет к бармену, говорит, как научили. Швед мигом срывается с места, ныряет в подсобку, появляется назад почти мгновенно – с бутылкой… русской водки, которой он по дороге к нам весело отвинчивает “голову” и собирается наливать в рюмку! Парень очень обрадовался, что наконец-то в его “берлоге” появились покупатели очень дорогой русской водки, вот и расстарался…
– В воздухе частенько бывают разные случаи…
– …было и у меня. Как-то я летел в самолете… без штанов. Ну, не совсем, конечно, неглиже – пледом-то прикрылся, что стюардессы дали. А дело в том, что как только я бухнулся в кресло лайнера, тут же понял, что попал на жвачку! Я – персонал к ответу: штаны испортили, что будем делать? Они невозмутимо попросили их себе, а мне плед вручили. Минут через сорок зовут к себе за ширмочку – забирайте ваши штаны, проблему устранили. Беру свои родненькие, собираюсь первую ногу в штанину просунуть – а они ледяные! Чуть ли не колом стоят! Зато без жвачки. Девчонки их, оказывается, в морозилку запихали, жвачка замерзла и фактически сама отвалилась. Стюардессы говорят: “Мы их только чуть-чуть коньячком зачистили”. И вправду были как новые. Так что к “Аэрофлоту” лично у меня претензий нет!

Из досье “Чемпиона”
Олег ШУБИН
Родился 5 ноября 1963 года в селе Кременки Чердаклинского района Ульяновской области. В 1970 году семья Шубиных переехала в Ульяновск. Воспитанник ульяновского хоккея с мячом. Первый тренер – Ю.А. Васильев. Вратарь. В команде мастеров “Волга” выступал с 1981 по 2003 годы. В чемпионатах СССР и России в высшей лиге сыграл за команду 274 матча. Бронзовый призер чемпионата России. Финалист и бронзовый призер Кубка России. Двукратный победитель турниров команд первой лиги. Бронзовый призер Кубка викингов. Бронзовый призер турнира в честь 40-летия клуба “Ювяскюля”. Бронзовый призер турнира на призы Главы администрации Ульяновской области. Чемпион мира по ринк-бенди. Бронзовый призер Кубка мира по ринк-бенди. Двукратный чемпион России по ринк-бенди. Двукратный серебряный и бронзовый призер чемпионатов России по ринк-бенди. Мастер спорта международного класса. С 2004 года – старший тренер команды “Волга-2”. С 2006 г. – старший тренер команды “Волга”. С 2010 года – начальник ХК “Волга”.