Сергей ГУРЬЯНОВ
В городе собираются составить список могил.
В Ульяновске, по предположениям Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, около 330 тысяч могил. Кладбища растут, превращаясь в огромные города мертвых, в которых уже трудно найти своего родственника, чтобы придти к нему на могилу, посидеть, покрасить ограду, убрать сорную траву… Ульяновские власти решили эту ситуацию исправить. Для упорядочения всех захоронений решено провести инвентаризацию могил. А после этого планируется разместить реестр всех захоронений в интернет-ресурсе.

– Мы воспользовались опытом Екатеринбурга, – рассказывает председатель Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Ульяновска Татьяна Горюнова. – Они разработали программу «Сталкер», создали общий сайт, на котором разместили схему кладбищ. Планируем сделать реестр захоронений и мы. На инвентаризацию нужны немалые средства. Планировали потратить почти два миллиона рублей (шесть рублей – за одно захоронение), выставили работы на аукцион. В итоге выиграла фирма, которая предложила выполнить работу за 790 тысяч. Но они заверили нас, что работы выполнят в полном объеме и быстро
.

Инвентаризация будет состоять из определения границ захоронения, его фотографирования и собирания информации о похороненном человеке. Главной целью этой работы называют все-таки не появление реестра в Интернете, а именно подсчет всех могил. Нужно узнать, сколько их заброшено, сколько остается пустот. Погосты собираются привести в нормальное состояние, за каждой могилой назначить ответственного – в этическом смысле, – который следил бы за состоянием захоронения. Но и идея разместить информацию в Интернете комитету нравится.

– Вот, например, была у меня соседка, я хочу найти ее захоронение, но не знаю, где оно, – говорит Татьяна Горюнова. – А так можно зайти на сайт, ввести данные человека и найти его могилу. Почему люди восприняли это новшество очень плохо, я не понимаю. Ведь речь идет не о виртуальном посещении кладбища, как думают многие, а об упрощении поисков.

– По-моему, это бред, – говорит жительница Ульяновска Яна. – У меня родственники тоже не все места знают, где их близкие похоронены. Но они искали эти могилы и находили, и сам этот процесс был даже неким таинством. Нельзя смешивать Интернет с кладбищем, это как-то дико.

Инвентаризация должна помочь и еще одному делу. Нужно понять, сколько же осталось реально мест на Ишеевском кладбище для захоронений. Тут выясняется, не все хорошо.

– Ишеевское кладбище и так большое, но в пределах границ, на которых оно расположено, места осталось только на шесть – семь лет, – говорит Татьяна Горюнова. – Это специально рассчитывали, исходя из того, что в день умирает по 10 – 15 человек. Поэтому мы сейчас не разрешаем резервировать места для будущих захоронений, хотя заявок поступает постоянно очень много. Поймите нас правильно, мы не можем эти места резервировать, иначе у нас кладбище превратится в город живых. Продавать такие места мы тоже не можем, это не прописано в законодательстве.

Впрочем, выход, возможно, найдется. Сейчас рассматривается вопрос о выделении нового места под кладбище, которое, скорее всего, станет продолжением ныне действующего, вытянувшись в сторону Ишеевки. Там планируют составить схему, на которой будут указаны дорожки, места для отпевания и других обрядов и, возможно, места для резервации. Пока же можно похоронить двух родственников рядом, только если осталось незанятым место.