Когда ребенку нужно рассказывать о Боге, а когда — о светской этике.
Вот история, случившаяся в одной из ульяновских школ. Урок математики, класс готовится к контрольной работе. За одной партой сидят русская девочка и мальчик-татарин. Девочка, которую воспитывает православная бабушка, достает иконку и начинает читать молитву. На следующий день мама мальчика приходит с претензией: сын принес двойку за контрольную. Он сказал, что испытал шок, увидев, как молится его православная соседка, и не мог сосредоточиться на работе. Понятно, что мальчишка, скорее всего, слукавил, но «отмазка» вышла весьма характерной.
Недостаток толерантности исправляется образованием и воспитанием. Вот и российское правительство, согласившись с лидерами религиозных конфессий, решило, что обществу не хватает нравственности, поэтому школьникам нужно рассказывать о традиционных религиозных культурах и прививать им терпимость, в том числе к другой вере. Для этого с весны 2010 года в 4-5-х классах российских школ стали преподавать экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Сейчас эксперимент идет в 21 российском регионе и в этом году завершается, после чего Минобразования решит, стоит ли вводить новый предмет в школьную программу.
Каждому по модулю
Курс включает в себя шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Хотя церковные деятели говорят, что это по сути культурный ликбез для школьников, учителя склоняются к тому, что предмет скорее воспитательный. Это противоречие целей — давать знания или воспитывать духовность — приводит в замешательство родителей, которые выбирают для своих детей предмет для изучения. Данные по регионам разнятся. В ульяновских школах, например, родители почти равномерно поделили свои голоса между основами православной культуры (ОПК), светской этикой и мировыми религиями (Ульяновская область не входит в официальный список регионов-экспериментаторов и обкатывает духовно-нравственный курс самостоятельно).
Очевидно, выбор зависит от того, какого результата от преподавания курса ждут родители. Те, кто за диалог культур во имя согласия, предпочитают основы мировых религиозных культур (ОМРК). Кто за нравственное воспитание детей и за изучение традиционной религии, выбирают ОПК или основы иных религий. Те же, кто считает, что в школе дети должны в первую очередь учиться, выбирают светскую этику.
В пользу этики высказываются и те родители, которые боятся, что педагоги выйдут за рамки светского образования и начнут склонять детей к вере. Поскольку культура и религия не только объединяют, но и разъединяют, методисты считают, что выбор светской этики отражает желание родителей подготовить детей к бесконфликтной жизни в многонациональной среде.
Болезненная реакция
Практика показывает, что учителя могут влиять на этот выбор. Например, ульяновская школа № 29 находится в микрорайоне, где проживает много татар. Преподаватель мировой художественной культуры (МХК) Ольга Шамшетдинова, которой поручили вести экспериментальный курс, обратила внимание: когда на уроках МХК изучали русскую христианскую культуру, у некоторых детей это вызывало болезненную реакцию. Тогда она предложила родителям выбрать основы мировых религий: «Я посчитала, что для нас это оптимальный вариант, да и мне самой это ближе».
Учитель гимназии № 33 Ирина Петрищева объясняет, почему она ведет именно ОПК: «Этика всегда присутствует в наших педагогических начинаниях, но в обществе от этого ничего не меняется. Преподавать разные религии в стране, где три четверти людей считают себя православными? Я к этому не готова. Если ребенок будет знать свою традиционную религию, он потом сможет вникнуть в материал других религий».
«А почему вообще надо обязательно отнестись к ОПК или к исламу как к окончательному выбору? — недоумевает завкафедрой педагогики и психологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук Маргарита Лукьянова. — Если мы хотим показать равенство религий, то надо изучать все религии, все модули, а не на выбор».
Лукьянова считает, что сам выбор модуля может породить конфликт. Во-первых, потому, что родители выбирают за детей, во-вторых, не во всех школах есть возможность выбрать модуль, и те, кто хотел бы изучать, например, основы ислама, вынуждены ходить на уроки светской этики. Методисты — за единый курс, включающий содержание всех модулей, и за то, чтобы преподавать его на разных уровнях сложности.
Детский вопрос
Учителя говорят: чем раньше начинать преподавание религиозных культур, тем лучше, потому что к 5-му классу у детей уже есть характер, а маленьким можно рассказать о Боге простыми словами. Создается ощущение, что учителя боятся взрослых вопросов, на которые просто не смогут ответить.
Доцент кафедры педагогики и психологии младшего школьника Ульяновского педагогического университета, кандидат психологических наук Любовь Гурылева говорит, что в младшей школе, пока учитель является непререкаемым авторитетом, преподавание духовных культур, возможно, будет более эффективным. С другой стороны, в этом же есть определенное насилие, ведь ребенок еще не готов к осознанному выбору. Вот что, например, говорят второклассники частной гимназии «Дар» с православным уклоном об уроках ОПК: «Мы о Боге узнаем. Это святой урок. Бог будет к нам лучше относиться, если мы про него узнаем», «Мы узнаем, что есть рай и ад. Узнаем иконы, молитвы всякие. Самое трудное — когда всякие сложные слова», «Это помогает в будущем поверить в Бога».
Услышав такое, священники, наверное, умилятся, а светские педагоги нахмурят брови. Некоторые эксперты отмечают, что возраст для изучения религиозных культур выбран неудачно. 10–11 лет — промежуточный критический возраст, когда начинает подвергаться сомнению информация, идущая от взрослых. Осмысленно воспринять абстрактную концепцию Бога ребенок может только ближе к окончанию школы, когда происходит формирование самосознания, считает Любовь Гурылева.
Путь автономной морали
Директор московского Центра психологического сопровождения образования «Точка пси», кандидат психологических наук Марина Битянова уверена, что нельзя говорить с ребенком о нравственных субстанциях, которые в нем еще не заложены, иначе он станет ханжой. Ведь лет до пяти-шести основная нравственная формула для ребенка — «нельзя», при этом любой запрет должен быть обоснован. Стыд появляется к восьми-девяти годам, когда ребенок понимает, что совершил нехороший поступок, боится, что о нем узнают другие и его накажут. Считается, что на этом уровне общепринятой морали, то есть стыда, остается до половины взрослых людей. Поэтому до 12–13 лет фраза «Как тебе не стыдно!» — единственная адекватная реальности.
И только в 15–16 лет у некоторых подростков (у меньшинства) появляется понятие совести. Когда стыдно перед самим собой, независимо от того, узнают ли об этом другие. С этого момента начинается путь автономной морали, здесь же истоки подлинной религиозности. Умные священники и психологи понимают, что, помогая человеку обрести веру, можно опираться лишь на то, что в человеке уже есть, а вовсе не на то, что когда-нибудь будет. Очевидно, эти соображения стоит принять во внимание тем, кто будет оценивать итоги эксперимента.
Официально
«Важно, чтобы этот предмет не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные теологи, священники», — сказал Владимир Путин на встрече с религиозными лидерами в Даниловом монастыре 8 февраля 2012 года.
Любопытно
21 февраля 2007 года Октябрьский федеральный суд Санкт-Петербурга отклонил иск школьницы Марии Шрайбер к городскому комитету по образованию и Министерству образования РФ, в котором она потребовала запретить преподавание теории эволюции по Дарвину «как доминирующей», а также принести ей письменные извинения «за оскорбление религиозных чувств». Иск был поддержан представителями основных религиозных конфессий России. Решение было принято со ссылкой на светский характер российского государства и его системы образования.
Наша справка
В августе 2009 года Дмитрий Медведев подписал поручение о введении в школах предметов духовно-нравственного содержания, а 29 октября того же года правительство РФ утвердило план мероприятий по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». В аннотации к курсу говорится, что его цель — «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».
Сергей Гогин
!!
“…Вот история, случившаяся в одной из ульяновских школ. Урок математики, класс готовится к контрольной работе. За одной партой сидят русская девочка и мальчик-татарин. Девочка, которую воспитывает православная бабушка, достает иконку и начинает читать молитву. На следующий день мама мальчика приходит с претензией: сын принес двойку за контрольную.”
Такое впечатление, что Гогин, как и часто Миндубаев в силу своей буйной фантазии выдумывают истории для затравки. Что русская девочка и мальчик-татарин первый раз сидят в месте и девочка в первый раз начала молится? А во время учебы до контрольной она никогда не молилась? Да и зная наших школьников более реален вариант с насмешками со стороны одноклассников.
Понимающий
А мальчик или девачка Яврей(яврейка)-не рассматриваетца?
ЧитарЪ
стиль статьи чудовищный – даже читать дальше не, стал споткнувшись на “русская девочка и мальчик-татарин”. так только в лучшие коммунистические времена у нас писали в СМИ через “-“, типа, “вор-татарин”, “душегуб-татарин”, “предатель-татарин” и т.п.
Анатолий
Я лично вообще против изучения религии!!! По нашей Конституции Россия светское государство. С какого перепугу школьники ОБЯЗАНЫ изучать основы религий? Куда смотрит Конституционный суд?
В очередной раз “шарахаемся”. То все атеисты, то всё верующими стали… Горько, но СМЕШНО!!!
сторож
Россия всегда была и будет верующей страной.
лирик
да плевать на то что кто-то во что-то верит, уважаемые сторож! закон есть закон! и не надо права моих детей нарушать, я лично в шоке от таких нововведений! верить у себя дома будете. вас же никто не убеждает в ненужности бога, вот и вы не убеждайте атеистов в обратном. это личное дело и ЗАКОННОЕ ПРАВО КАЖДОГО!!
лирик
и это всех религий касается. не надо думать, что кто-то лучше или хуже. все беды из-за этих выдумок, войны, терракты. если бы все открыли глаза на то что все люди одинаковые и послали предрассудки и всякие обряды, не было бы этого ничего, не расстреляли бы еврейских детей в родной школе, не срывали бы с мусульманок платки, не обвиняли бы православных за молитву перед контрольной.
сторож
а что хочешь. у каждого режима свои комплексы. при социализме учили труды вождей.а сейчас вспомнили что есть Библия. лет через пять появятся труды нового президента его в школах будут учить.
О!
Сторожу
Тебе кто дедуня такую глупость сказал?? Про верующую страну-то? Сам придумал? Исламский мир сам себя уже сожрал и распял на почве религий, а ты хочешь, что б и здесь это случилось? ПЯТЬ процентов от 140 лиллионов – это что ли “верующая Россия”? Для верующих есть школы воскресные и даже целая гимназия за Современником выстроена, вот пусть и молятся там, не раздражая мусульман и остальных верующих.
сторож
я верую в коммунизм. а вы ?
О!
Откуда тогда такие догмы? Про “верующую страну”? В нашем государстве верить во что-либо опасно. Одни сектанты, что попы, что едросы, что коммунисты. Не подросла еще настоящая идея, не проявился еще настоящий лидер. Но это обязательно случится и очень скоро. Вот в это я и верю.
Аноним
Все эти потуги “нравственного” воспитания через религиозное просвещение и, по сути, навязывание религиозно-мифологического сознания приведут к обратному эффекту. Путь к Богу может быть только осознанный и исходить из внутренней потребности. Вере нельзя научить и верить нельзя заставить. Ребёнок воспитывается на примере – отца, матери, художественных и телевизионных (!) героев и т.д. А в реальной жизни он видит гораздо больше примеров лицемерия и лжи. Посмотрит чадо в интернете на часы Патриарха и его дворцы, почитает, как педагоги бюллетени считают, и скоро в каждой школе будет своя Pussy Riot.
О!
+1000000
свидетель
“Создается ощущение, что учителя боятся взрослых вопросов, на которые просто не смогут ответить…” Так это не ощущение, это в самом деле именно так, поскольку никто наших современных учителей не обучал преподавать такие науки да и у самих у них не всегда есть четко сформированное понятие о той или иной вере, а уж тем более собственное глубокое верование
сторож
в России много религий.
Анатлий
Вот поэтому и не нужен этот предмет!!!
гра
В России не много религий. Три – православие и Ислам. В Сибири есть Буддизм. Остальные религии или противоречат этим трем или вообще для Русской равнины не характерны.
сторож
новые религии появляются как грибы после дождя. власть не признает их а они начали широко шагать по всему миру. за сектантами будущее.
читатель
Четвёртую забыли – деньги.
сторож
САМАЯ ГЛАВНАЯ.
Некто
А как быть нам, чистым марийцам? Может в буддизм податься? Считать научись, тупьё, потом про ОПК поговорим – это более сложный предмет, чем арифметка.
ЛенинGrad
Бог желает предотвратить зло, но не может. – Значит он не всесилен?
Может, но не желает – значит он жесток?
Может и желает – тогда, откуда возникает зло?
Не может и не желает – тогда, за что называть его Богом?”
(c)Эпикур
О!
Правящая верхушка совсем с катушек съехала!!! Главпоп Гундяев занимается рейдерством, отнимая квартиры у мирян и насаждает совместно с тандемом мракобесие в умах детей. Ну что за дурь беспросветная, что за глупости в этой никчёмной статейке? Какие молитвы? Какие “бабушкипровославные”? Вы чего несете? Если даже это и заказуха, то врать пограмотней научился б писака. Хватит уже всех собак на бабушек вешать. То они повально за не того кого надо голосуют, то детей опускают ниже плинтуса. К вашему неуважаемый автор сведению, бабушки по системе Занкова с внуками задачи и уравнения решают, в которые некоторые родители въехать не могут, и учат детей с какого боку к компьютеру и остальной технике подойти, а не дуристикой мракобесной занимаются. А вот что творят учителя и минобр – это невероятная гадость и насаждение плебейства в учебных заведениях. Если не в курсе – найдите программу обучения на 12-13 год и далее – почитайте и попробуйте что-нибудь понять. Может тогда не будете всякую дрянь писать на потребу властным дуракам.
Бобчинский
Мальчика-мусульманина жалко. Такую душевную травму перенес.
О! Слов не хватает………………….
http://i44.tinypic.com/wpeaa.jpg
“Прокурору Российской Федерации
Чайке Ю.Я.
г. Москва, ул. Большая Дмитровка дом 15-а
копия Прокурору г. Москвы
Куденееву С. В.
115184, Москва, ул.Новокузнецкая, д. 27
Уважаемый Юрии Яковлевич!
Осквернением и глумлением над святынями в Храме Христа Спасителя, совершенными 21.02.2012г. женщинами в масках, возмущены тысячи православных христиан. Органами внутренних дел г. Москвы возбуждено уголовное дело по ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации (хулиганство); некоторые участницы задержаны.
Однако в сети Интернет, теле-радио и печатных СМИ, транслируется видео ролик провокации, цитируются оскорбления в адрес священнослужителей и руководителей государства, продолжаются оскорбления религиозных чувств верующих, разжигание религиозной ненависти и вражды, унижается человеческое достоинство но признакам отношения к религии.
К нашему глубокому сожалению органы прокуратуры и внутренних дел никак не реагируют на факты продолжающихся беззаконий со стороны участников и организаторов провокации в Храме Христа Спасителя. Очевидно, что за участницами, в отношении которых идет следствие, стоят влиятельные организаторы и IТ-технологи. Псе действия тщательно спланированы и отработаны. Яркая одежда и маски, оскорбительные выкрики и непристойные движения на солее перед царскими вратами алтаря Храма Христа Спасителя – все это направлено на сознательное глумление к осквернение места, которое является святыней для миллионов православные граждан. Для верующих ясно, что это мероприятие является продуманной провокацией, направленной на разжигание вражды к Православию. иерархам Церкви и всем верующим.
До настоящего времени общедоступны, например в «YouTube» и блоге «Pussy Riot», видеоролики, фотографии и оскорбительные тексты, так называемого «панк-молебна», направленного на глумление над православными святынями и обрядами. Экстремистские действия в отношении православных верующих продолжаются.
В связи с этим просим Вас установить и привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ всех лиц, причастных к организации, проведению акции и распространению в СМИ и Интернете материалов и информации о кощунственной акции с целью возбуждения религиозной ненависти и вражды, унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии”.
http://timur-nechaev77.livejournal.com/69699.html
Сираев Илдар Беширович
Без комментариев.
О! Слов не хватает………………….
Религия – не опиум. Религия в лице Гундяева – хуже гораздо. На данном этапе религия представляет собой новый вид рейдерства под покровительством самых высоких властных структур. Много лет назад Караулов (не люблю его, но иногда он оказывается прав)сказал о том, что сейчас господа захватывают гос.имущество, а пока вы все думаете, что делать и как реагировать, они уже окажутся в вашем доме, в вашей квартире. Именно это и происходит – он показывает своему поповству, каким образом можно улучшить свои жилищные условия. Мало бандитов, мошенников, черных риелторов и всяческих денежных мешков, выкидывающих из своих домов и квартир людей, мало нового закона, который позволяет детей с матерьми выбрасывать на улицу, так еще и это теперь будет. Браво РПЦ, она лезет именно туда куда надо – в детскую душу, ковыряясь там своими жирными шаловливыми ручками, а мы опять в тырнете только повизгиваем.
Цитата:
Мосгорсуд оставил в силе решение Замоскворецкого суда и наложил арест на квартиру Шевченко. Недвижимость оценили в 15 миллионов рублей, хотя рыночная стоимость апартаментов в «Доме на набережной» составляет в среднем 50 миллионов.
Мария
… Вы, Сираев Илдар Беширович. Лавры Pussy Riot покая не дают
Мария
*покоя, ессно
холоп
каждый выбирает религию по себе. Основной информации достаточно излагается на уроках. С детьми надо проводить уроки морали, психологических способах выхода из различных ситуаций. В советское время был предмет этика и психология семейной жизни(могу ошибаться) вот этот курс расширить для разного уровня школьников и все. А так дождемся , что мула о своем, а поп с раввином о своем…
О!
– Язык простолюдина должен знать свое место. Бог дал простолюдину
язык вовсе не для разглагольствований, а для лизания сапог своего
господина, каковой господин положен простолюдину от века…
КООПЕРАТИВ «ОЗЕРО».
11 ноября 1996 г. был учрежден в поселке Соловьевка Ленобласти дачный потребительский кооператив «Озеро». Дело это известно всем, кто не ленится читать прессу и «лазать» по интернету. Именно из учредителей этого кооператива плюс связи, наработанные по «бартерному делу» и «делу Путина», и оформился клан Путина.
Первыми соучредителями «Озера» стали 8 человек: Владимир Смирнов, Николай Шамалов, Владимир Якунин, Владимир Путин, Юрий Ковальчук, Виктор Мячин, Сергей Фурсенко, Андрей Фурсенко. Впоследствии состав «Озера» изменился. Из «первого призыва» остались лишь Владимир Смирнов, Николай Шамалов и Владимир Якунин. В последние годы к ним добавились новые предприниматели Вадим Можаев, Игорь Балландович, Виталий Вотолевский, Сергей Орлов, Александр Антонов, экономист Сергей Прущак, а также Ольга Першина и Андрей Левин.
За прошедшие годы учредители «озерного» кооператива из предпринимателей и чиновников средней руки превратились в тех, кому сегодня принадлежит Россия. Их компании контролируют финансовый, топливно-энергетический, транспортный, банковский, строительный, медийный секторы и административные ресурсы.
Крупные государственные (А.Фурсенко – министр образования, С.Фурсенко – президент Российского футбольного клуба) и предпринимательские посты занимают не только учредители кооператива, но и их дети
Вот эти люди (а фурсенки особенно ,у одного из них все рычаги правления в образовании)напрямую заинтересованы, чтоб наши дети внуки и правнуки одебилились окончательно, чтоб знали только один для лизания сапог, чтоб этот бардак, это средневековье продолжалось вечно, ведь у них не только дети в дело вступили, но еще и внуки и правнуки… Гундяев как нельзя лучше подошел на роль всероссийской пугалки гееной огненной, ему отданы на откуп наши дети. Самые высокие чиновники демонстративно отстаивают все службы в храмах,, крестят лбы, держат свечки, как бы подавая пример рабской послушности и преданности православию. Мусульмане уже предлагают ввести суды шариата в России, а православные попы скоро будут топить,жечь и проклинать нас, неверующих в гундяевщину?
Новая программа на 12-13 год для начальной школы – это настоящий АД! Российских детей заставляют писать практически арабской вязью – снизу вверх и справа налево. Я пробовала – не получилось. А когда сознание направлено на ломку сложившихся веками стереотипов, а не на получение ЗНАНИЙ, получается огромная толпа послушных рабов, в том числе и для РПЦ.
О!
PS: писать буквы, а не слова
холоп
многа букав, извините , но не уловил вашу мысль
Несмотря на вой
про притеснения церкви в СССР, надо признать, что 70-80 годы 20 века дали пример, как надо строить взаимоотношения церкви и государства. В церкви была демократия – настоятель нанимался церковной двадцаткой ( орган самоуправления в каждом храме ). Отошли от грубой антирелигиозной пропаганды типа ” верующие – дураки” и ” все попы – бл..ны и пьяницы ” ( хотя, если такие обнаруживались, отвечали по полной, без скидок на священство ). Милиция охраняла порядок во время многолюдных служб в дни религиозных праздников ( на пасху к примеру. В другое время большинство церквей пустовало – и не потому, что запрещали ходить, особой потребности не было у людей.).Государство не лезло в дела церковные, церковь не лезла в государственные.
Сейчас присутствуем при Втором насильственном крещении Руси ( а также исламизации и т.п. )Власть настолько заинтересована в отуплении народа, что поддерживает все, что затемняет разум – от бесконечных тупых сериалов до воцарения мракобесия.
Что касается плясок у алтаря – это зеркальное отражение государственного пропихивания религии в массы. Форма дикая, но суть ясна. Девицам надо всыпать по первое число за дурь. Надо соображать, где и что можно делать. Если кто-то будет плясать на похоронах – оторвут башку и будут правы. Не выпячивая чисто религиозную составляющую вопроса, надо четко понимать, что церковное здание имеет для верующих особое значение и оскорблять их чувства нельзя. Кстати, даже во времена воинствующего атеизма хулиганить там власть не позволяла.
Живем рядом, у людей есть право думать по-своему – пока это не мешает окружающим, это личное дело каждого. Заблуждения из головы выбить нельзя, можно выбить только мозги, но тогда диалог закончится…
О!
ЗАО РПЦ одобрила переиздание сказки Пушкина “О попе и работнике его Балде” в редакции Василия Жуковского, в которой поп заменен купцом. Леонид Каганов предлагает этими изменениями не ограничиваться:
http://f5.ru/kaganov/post/398066
http://static.diary.ru/userdir/2/3/7/0/237011/74143787.jpg